Главная / Что нового? / Новости

Мифы о суицидальном поведении

28 января 2022
Мифы о суицидальном поведении

Статья подготовлена по материалам Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой

Мифы — широко распространенные в обществе ошибочные утверждения, основанные на верованиях, слухах, стереотипах, которые мешают окружающим правильно воспринимать состояние человека с суицидальным поведением и затрудняют получение человеком поддержки и помощи.

Миф 1
Спрашивать человека о том, есть ли у него суицидальные мысли, нельзя, это может привести его к мысли о суициде.

Факт

Реальность показывает, что говорить и спрашивать человека о суицидальных мыслях нужно, такая беседа не порождает и не увеличивает риск суицида, напротив, она снижает его. Открытый разговор с выражением искренней заботы и беспокойства о человеке чаще всего становится для него источником облегчения и нередко одним из ключевых элементов в предотвращении самоубийства.

Рекомендация: спрашивать и слушать без осуждения, спокойно, не спорить.

Миф 2
Человек, который хочет покончить с жизнью, не говорит об этом.

Факт

Многие люди с суицидальными намерениями прямо выражают свое желание покончить с жизнью, а другие позволяют увидеть и услышать их намерения с помощью сигналов.

Рекомендация: очень важно различать сигналы тревоги. Любая суицидальная угроза должна быть, прежде всего, воспринята серьезно.

Миф 3

Человек, который выражает желание покончить с жизнью, никогда этого не сделает.

Факт

Большинство тех, кто пытался покончить с жизнью, выражали свое желание словами, угрозами, невербальными сигналами или изменениями в поведения.

Рекомендация: такие высказывания НИКОГДА не должны рассматриваться как демонстрация, шантаж или манипуляция. Нельзя провоцировать человека на совершение суицида, бросать ему вызов.


Миф 4
Только люди с серьезными проблемами кончают жизнь самоубийством, а дети и подростки не убивают себя, только угрожают.

Факт

Вариантов и причин суицида очень много. Многие проблемы, которые кажутся взрослым чем-то обыденным, в глазах ребенка или подростка могут выглядеть катастрофическими, провоцировать болезненные переживания, что вместе со склонностью к импульсивным поступкам, может привести к суициду.

Рекомендация: попытки оценить серьезность и глубину переживания с нашей собственной точки зрения могут привести к тому, что мы недооценим боль, которую эта проблема может причинять другому человеку.

Миф 5
Самоубийца определенно желает умереть и будет неоднократно предпринимать попытки, пока не совершит самоубийство. Оказывать помощь таким людям бесполезно.

Факт

Переживания большинства людей с суицидальным поведением амбивалентны. Немногие полностью уверены в однозначном решении покончить с жизнью, большинство людей остаются открытыми для помощи. Многие люди, к счастью, находят в себе силы продолжать жить дальше.

Рекомендация: важно помнить, что основное переживание людей с суицидальными намерениями, искажающее их представление о реальности — отчаяние, убежденность в том, что это страдание никогда не закончится.

Миф 6
Люди с суицидальным поведением психически больны, и им ничем нельзя помочь.

Факт

Реальность показывает, что хотя наличие психического заболевания — это фактор риска, однако далеко не все желающие покончить с собой страдают психическим заболеванием. Для них это всего лишь временная ситуация, из которой они не видят другого выхода.

Рекомендация: большинство кризисных состояний являются преходящими, их интенсивность снижается по мере получения соответствующей помощи.


Источник:
«Особенности суицидального поведения подростков: в помощь работнику образовательной организации» Методические рекомендации № 61.

Читайте также

Дополнительное образованиеПобедителиФестивальСпортПрофориентацияНаукаРодителиКнижная полкаПатриотыПсихологияКнигиСтаршеклассникиЧтениеВыставкиНовинки МЭШМЭШСервисы МЭШСоветы психологовМосОбрИсторияИнтервьюВолонтерыФинансовая грамотностьАрктикаБуллингМУФОГЭКиберспортТурнирМетанавыкиБольшая учительская неделяТалантСтудентыНачальная школаЭкзаменыУчитель годаТестыДвижение первыхДошкольникиДневник МЭШДень учителяСоветы родителямВоспитаниеМастер-классПрактикиУчебный день в музееКадетыМедиаклассИнновации в образованииРобототехникаГеографияГТОПремияПодкастыТеатрыФорумФорум социальных инноваций регионовПитание в школахШкола старшеклассниковМолодые ученыеРазговоры о важномТворчествоКонцертЭкологияМосквенокВыпускникиИТ-классПредпринимательский классИнженерный классМедицинский классВоспитатель годаВоспитателиЭлектронные книгиПриемная кампанияВебинарВикторинаЛига ЗнанийУченикиПредпринимательская культураНаградыЗдоровьеГИАЧемпионатПрактикаСоветы врачейРодительский комитетСредняя школаАкадемический классКурчатовский классПедагогический классОфициальноВыпускнойДень отцаCOVID-19ПервоклассникиСоцсетиКадетские классыродной языкВакцинацияЗаконопроектФООППроверочные работыВПРЮбилейвзаимообучение городовгероиРоссияИнновацииКвестыЗвезды читают стихиМузыкаАнтарктикаДетиКиноЭкскурсииИгрыСоревнованияМосква 2030Инклюзивное образованиеБезопасностьГоспитальные школыГлавархивУправляющие советыкружкипрофессии