Как хорошо уметь читать!
Чтение лежит в основе всего обучения: нельзя решить задачу, если не сформирован навык чтения. Умение быстро и внимательно читать и вникать в суть — незаменимый навык в школе, в вузе, на экзаменах, в обычной жизни.
Современные дети окружены терабайтами информации, в которой бывает трудно разобраться, не обладая навыками анализа различных текстов. Однако этому можно и нужно научиться!
«Осмысленное чтение» — новый проект московского образования, который стартовал в 2021 году. Его главная задача — научить школьников работать с самыми разными видами текста, быстро анализировать и понимать суть информации, критически и логично мыслить.
Зачем это нужно?
Проект «Осмысленное чтение» поможет детям научиться
Проверьте себя!
Давайте проведем эксперимент и проверим, насколько вы вникаете в суть текста? Пройдите наш короткий онлайн-тест, чтобы понять, насколько вы умеете вдумчиво читать и анализировать информацию.
Почему это важный и полезный проект?
Читательская грамотность и навыки эффективного анализа различных текстов необходимы любому человеку не только для получения престижной профессии, но и для формирования навыка обработки противоречивой информации, которая нас окружает. Чтобы лучше ориентироваться в информационном потоке, школьникам необходимо научиться читать в любой обстановке с разной скоростью, использовать инфографику.
Многие родители сетуют, что дети мало читают. А если и читают, то с экрана гаджета, не вдумываясь в суть, «скроллят» информацию, перескакивая с абзаца на абзац, ухватывают по верхам лишь отрывочные сведения.
Осмысленное чтение поможет быстро концентрироваться на сути любого текста. На занятиях ребята:
Как учат осмысленному чтению в школах?
Чтобы освоить все техники осмысленного чтения и выработать нужные навыки, ребятам важно регулярно заниматься: читать, осваивать новые техники анализа текста, обсуждать тексты с учителями.
Где реализуется проект?
Во всех школах Москвы
Кто участвует?
Ученики 2—11 классов
Какие форматы занятий?
Внеурочная деятельность, классные часы, школьные мероприятия, связанные с формированием читательской грамотности
Как часто они проходят?
В 5–11 классах рекомендуется проводить по 30–45 минут трижды в неделю. Во 2–4 классах — по расписанию, составленному школой.
Какие учителя могут вести занятия?
Любые учителя-предметники, классные руководители. «Осмысленное чтение» помогает сформировать навыки, необходимые ребенку не только на уроке литературы, но и при решении математической или физической задачи, правильного проведения химического опыта. Умение анализировать тексты необходимо практически на любом уроке.
Поэтому работать с детьми в проекте могут учителя различных предметов, тем более, что комплекты учебных материалов содержат тексты по разным темам за рамками школьной программы — с интересными фактами из области физики, географии, биологии, истории, IT, экологии.
Полезные материалы
Авторский курс Петра Скляра «Словографика»
Курс «Словографика» разработан специально для проекта «Осмысленное чтение» в коллаборации с художником Петром Скляром. Курс совмещает технику классического академического рисунка с элементами геральдики и эстетику современной графики.
В курсе «Словографика», поддерживающем модуль «Превращаем текст в инфографику», школьники научатся сочетать буквенный текст с графическим образом для понимания лаконичных по форме, но непростых и глубоких по смыслу русских народных пословиц и поговорок.
Знакомство школьников с яркими изречениями, в которых выразилась мудрость нашего народа, меткими и афористичными высказываниями, ставшими основой российского культурного кода, поможет ребятам ощущать себя частью великой культуры, которая формировала не только мировоззрение наших предков, но и до сих пор в значительной мере определяет образ мыслей современного жителя России.
Посмотреть материалыВопросы и ответы
1
Чем отличается «Осмысленное чтение» от уроков литературы, истории, обществознания?
На уроках школьники работают с художественными и учебными текстами, с которыми они редко сталкиваются в реальной жизни. В проекте «Осмысленное чтение», осваивая техники формирования критического мышления, дети анализируют другие тексты — новостные статьи и интернет-публикации.
Это позволяет ребятам научиться быстро работать с информацией, которая сопровождает буквально каждый наш шаг в современном цифровом мире. Использование статей помогает школьникам расширить свой лексический запас, узнать новые термины, что, безусловно, пригодится им на экзаменах и в жизни.
2
Какие учителя будут проводить занятия в рамках проекта «Осмысленное чтение»?
Занятия могут проводить разные учителя: русского языка и литературы, истории и обществознания, иностранного языка, географии, учителя начальных классов и другие педагоги, нагрузка которых позволяет реализовывать в рамках проекта внеурочную деятельность, классные часы или проводить школьные мероприятия, посвященные формированию читательской грамотности.
3
Сколько занятий должно быть в течение недели у каждой параллели?
Рекомендовано проведение 3 занятий в неделю в каждой параллели 5—11 классов длительностью от 30 минут каждое. Во 2–4 классах занятия проходят по расписанию, составленному школой.
4
Тексты для занятий школа выбирает сама или использует готовые?
Для реализации модуля «Работаем с разными текстами» в 5—11 классах школа использует материалы, разработанные Городским методическим центром. При необходимости их можно корректировать с учетом специфики детской аудитории. Именно для этого каждый комплект материалов направляется в виде pdf-файла, оформленного в стилистике проекта, и в редактируемом формате.
5
Работа с текстом предполагается во время урока? Или это дополнительные часы?
Занятия в проекте «Осмысленное чтение» рекомендовано проводить в рамках внеурочной деятельности, классных часов и школьных мероприятий, чтобы не сокращать содержание школьной программы.
6
Как совместить эти занятия с имеющимся графиком работы учителей и расписанием занятий?
Нормативные документы, регулирующие образовательную нагрузку, разрешают включать в план внеурочной деятельности до 10 часов занятий в неделю. При этом внеурочное занятие может быть короче академического часа и проводиться не в формате урока. Получается, что общая продолжительность занятий в проекте «Осмысленное чтение» может не превышать в одном классе 1,5 часов в неделю. Проводить их можно в удобное для учителей и школьников время. Например, в рамках тематических бесед на классных часах или во время школьных мероприятий.
7
Можно ли проводить занятия дистанционно?
Да, если очное присутствие ребят на уроке невозможно.
8
А колледжи включаются в проект?
В проекте может принять участие любая образовательная организация. Студентам колледжей могут быть предложены для использования материалы, разработанные для учащихся 10—11 классов.
9
Школьники будут получать оценки на этих занятиях?
Нет, оценок по «Осмысленному чтению» не будет. Смысл этих занятий — научить ребят вдумчиво читать и понимать суть.
10
Чем осмысленное чтение может помочь старшеклассникам?
Занятия в рамках проекта «Осмысленное чтение» позволяют старшеклассникам освоить эффективные техники анализа текстов с использованием публикаций на различные актуальные темы в СМИ. Эта работа направлена на расширение активного словаря современных терминов из сферы IT, экономики, финансов, формирование навыков, полезных для изучения научных текстов, быстрого и правильного понимания условий сложных математических, физических, химических задач. Участие в проекте «Осмысленное чтение» формирует критическое отношение к быстро меняющейся информационной повестке, учит самостоятельно формулировать выводы, основанные на фактах. Кроме того, в письменных работах, сочинениях ученики старших классов могут использовать для аргументации своей позиции не только примеры из художественной литературы, но и опираться на современные источники информации.