Службы примирения
в московских школах
Мирись-мирись и больше не дерись!
В 400 московских школах в каждом округе появятся службы примирения. Они помогут выстроить конструктивный диалог в сложных ситуациях между учениками, педагогами и родителями.
Что такое Школьная служба примирения и зачем она нужна?
Споры, конфликты и недопонимания — неотъемлемая часть общения. Любой конфликт можно разрешить, если уметь слышать друг друга, стараться понять мотивы другого человека и научиться прощать.
Главная задача школьных служб примирения — создать психологически безопасную и комфортную атмосферу в школах:
Все это становится культурным кодом в школе.
Как это работает?
При возникновении непростой ситуации участники вместе с нейтральным посредником (медиатором) и школьниками-волонтерами
Благодаря школьным службам примирения ребята учатся слушать друг друга, учитывать точку зрения второй стороны и решать все вопросы мирным путем. Педагоги также учатся занимать нейтральную позицию в ходе диалога и предлагать объективные варианты решения ситуации.
Школьные службы примирения помогают решать непростые ситуации не только в случае буллинга, но и в других сложных случаях, например, если ребенок на уроке ведет себя вызывающе. Здесь используется восстановительный подход: дети и взрослые сообща приходят к решению конфликта, нет «судьи» или условно «правильной стороны». У каждого участника есть возможность высказаться и быть услышанным.
Волонтеры ШСП могут предложить свои методики и материалы. Так, ученица школы № 1293 Вероника Иванова разработала курс арт-терапии с элементами психодрамы для волонтеров ШСП и представила его на научно-практической конференции.
Анастасия Ракова,
заместитель Мэра Москвы
по вопросам социального развития:
«Главная задача школьной службы примирения — способствовать формированию психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Важно, что в работе служб участвуют и сами ребята, ведь порой им бывает проще понять и договориться со сверстниками. Школьные службы примирения — это целая экосистема, которая помогает в достижении взаимопонимания в ученическом сообществе, развитии позитивного общения, противодействии буллингу и мирному разрешению споров и конфликтных ситуаций, закреплению этого как культурной традиции. Раньше при возникновении недопониманий или сложных ситуаций в школах не было единой стратегии по разрешению конфликта. Теперь же школьные службы примирения будут предлагать восстановительный подход, который позволит тщательно разобраться в ситуации без ущемления достоинства обеих сторон».
Служба примирения | Час с психологом
Вы знали, что в московских школах существует Служба примирения?
Здесь команда из школьников-волонтеров и взрослых помогает решить сложные и конфликтные ситуации между сверстниками, учениками и учителями.
Работу таких служб в новом выпуске программы «Час с психологом» обсуждают руководитель PR-службы Департамента образования и науки города Москвы Наталья Цымбаленко, директор школы № 1285 Ярослава Алпатова и руководитель городской службы примирения ГППЦ Департамента образования и науки города Москвы Антон Коновалов.
Экскурсия. Кабинет школьного психолога
Когда ребенок чувствует себя в школе комфортно и безопасно, он с удовольствием ходит на уроки, легко общается с учителями и сверстниками. Но так бывает не всегда, некоторым школьникам нужно особое внимание и поддержка педагогов-психологов.
Давайте заглянем в кабинет этого специалиста и узнаем, какие интересные игры и упражнения помогут ученикам развить память, внимание, уверенность в своих силах, выявить интересы и профессиональные предпочтения.
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
1
Когда нужна школьная служба примирения?
Школьная служба примирения подключается к работе, когда конфликт произошел между детьми или между учеником и учителем. К примеру, когда не удалось найти общий язык: в класс пришел новичок или сменился учитель. Каждый случай разбирается отдельно, а обратиться в службу может любой участник образовательного процесса. При возникновении непростой ситуации медиатор (нейтральный посредник) и школьники-волонтеры приглашают участников конфликта за стол переговоров, чтобы обсудить переживаемые чувства, найти способы решения ситуации и договориться, как действовать дальше.
2
Кто может стать членом службы примирения?
Стать членом школьной службы примирения могут сотрудники образовательной организации. Для этого им необходимо пройти обучающие семинары специалистов Городского психолого-педагогического центра по технологиям и эффективным методам для разрешения сложных ситуаций. Вступить в службу в роли волонтеров могут и сами ученики. Главное условие, чтобы ребята были старше 14 лет. Им также необходимо пройти обучение.
3
Кто курирует проект?
В столице «Школьные службы примирения» курирует Городской психолого-педагогический центр.
4
Как стать участником проекта?
Чтобы стать участником, достаточно обратиться к куратору проекта в школе и пройти обучение. Всю необходимую информацию по созданию таких служб, об обучающих встречах и о рекомендациях по разрешению наиболее сложных случаев можно найти на сайте центра. Стоит отметить, что в будущем во всех образовательных организациях города планируется создать службы примирения.
5
Что делать, если конфликт выходит за рамки школы?
Если конфликт выходит за рамки образовательной организации, либо школьная служба примирения на этом этапе не может эффективно помочь, то к решению ситуации подключатся педагоги-психологи Городского психолого-педагогического центра. В сложных случаях они проводят видеоконсультации с командами школьных служб примирения, выезжают в школу, встречаются с участниками конфликта.
6
Как подготовят участников школьных служб примирения — школьников и педагогов?
Педагоги-психологи ГППЦ научат ребят владеть «восстановительным подходом», который, сочетая различные психологические приемы — активное слушание, «я-высказывание» и другие, — поможет восстановить нарушенную коммуникацию и взаимопонимание. Расскажут, как действовать, например, в ситуации буллинга или грубого нарушения личных границ. Школьники под руководством куратора службы примирения могут принимать участие в разрешении конфликтов со сверстниками или ребятами младшего возраста. Это ценный опыт конструктивного общения, который пригодится в жизни.
Эксперты ГППЦ также помогают педагогам освоить базовые психологические компетенции, это особенно важно для классного руководителя, ведь он находится в постоянном контакте с учениками. Так педагоги осваивают способы конструктивного выхода из спорных ситуаций.