Диагностика тенденций: виды суицидального поведения
28 января 2022
Статья подготовлена по материалам Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой
По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире сводят счеты с жизнью более 800 000 человек. Причем в среднем на каждого приходится 20 попыток. И они — важнейший фактор риска совершения такого же поступка в дальнейшем. В возрасте от 15 до 29 лет самостоятельный уход из жизни — вторая по значимости причина насильственной смерти, которая уступает только гибели в автодорожных происшествиях.
В последние годы ВОЗ фиксирует рост числа суицидов, совершаемых детьми и подростками. Число попыток тоже растет. К сожалению, официальная статистика не учитывает эти данные, а также случаи, которые формально оцениваются, как несчастные. Неучтенными остаются приблизительно каждый шестой случай у юношей и каждый четвертый у девушек.
Суицидальное поведение подростков может иметь различный психологический смысл и выступать как:
- способ избежать трудностей, справиться с безвыходной с точки зрения ребенка ситуацией, являться «актом отчаяния»;
- «акт мести кому-то, кто потом обо всем пожалеет»;
- способ получить внимание и помощь близких, удовлетворить некоторые потребности, о которых по каким-то причинам нельзя говорить, то есть быть специфическим способом коммуникации;
- акт протеста против чего-то или кого-то.
Виды суицидального поведения
Истинное суицидальное поведение — преднамеренные действия, направленные на лишение себя жизни. Ему чаще всего предшествует длительное депрессивное состояние, чувство безнадежности, утрата смыслов, детальная проработка психотравмирующей ситуации. Когда решение принято, тщательно выбирается место, способ (как правило, со 100% летальностью), осуществляются подготовительные действия (раздают вещи, пишут предсмертные записки, мирятся с врагами и т.п.).
Аффективное суицидальное поведение — совершается на пике эмоций, на фоне острого психотравмирующего события, которое может служить «последней каплей». Суицидальные действия при этом реализуются реактивно, по типу «короткого замыкания». Аффективные суицидальные попытки, в отличие от истинных, чаще совершаются в присутствии людей; действий, чтобы обезопасить суицидальную попытку не предпринимается.
Демонстративное суицидальное поведение не связано с желанием умереть. Это способ привлечь к себе внимание близких, удовлетворить некоторые потребности, о которых по каким-то причинам говорить нельзя. Демонстративное суицидальное поведение часто используют как специфический способ коммуникации, когда кажется, что других способов получить желаемое нет, а так— тебя слышат и откликаются.На самом деле это крик о помощи, который по каким-то причинам не может быть выражен более прямым способом. Способы как правило выбираются нелетальные, действия просчитываются, суицидальную попытку совершают либо на глазах близких, либо о ней обязательно сообщают. Важно: такое поведение никогда не стоит оценивать как шантаж, манипуляцию, не стоит провоцировать, бросать вызов человеку, угрожающему покончить с жизнью.
Скрытое, или непрямое суицидальное поведение (косвенное) — это саморазрушающее или рискованное поведение, без четких суицидальных мотивов. Сюда относятся злоупотребление алкоголем, никотином, наркотиками, занятия экстремальными видами спорта и т.п.). При этом человек понимает, что такое поведение опасно для его жизни, но продолжает вести себя подобным образом.
Этапы формирования суицидального поведения:
- антивитальные переживания;
- пассивные суицидальные мысли;
- активные суицидальные мысли;
- суицидальные намерения, разработка плана;
- поиск и подготовка средств для его осуществления;
- суицидальные попытки;
- завершенный суицид.
По времени весь суицидальный процесс может составлять от нескольких месяцев до нескольких минут. Непосредственному акту самоубийства предшествует период, называемый специалистами «пресуицид», и включающий две фазы.
Первая не сопровождается суицидальным поведением. Подросток активно ищет «точки опоры», стремится найти выход из мучительной ситуации, ищет поддержки окружающих. Постепенно, исчерпывая различные варианты, он убеждается в безвыходности и неразрешимости своей проблемы. Остро ощущается невыносимость существования, одиночество, безысходность. На этом этапе работа с психологом дает наиболее высокие результаты.
Вторая фаза включает в себя собственно весь суицидальный процесс от мыслей до попытки самоубийства. По мнению специалистов, на этом этапе усилия психолога и педагогов по предотвращению суицида, как правило, малоэффективны. Требуется вмешательство врача-психиатра и подключение медикаментозной терапии.
Источник: «Особенности суицидального поведения подростков: в помощь работнику образовательной организации» Методические рекомендации № 61.
Авторы: к.м.н. М.А. Бебчук, к.м.н. А.Я. Басова, к.м.н. П.В. Безменов, к.м.н. Э.Г. Рытик,
Ю.В. Северина, С.Л. Залманова. ГБУЗ «НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ», 2020