Факторы риска и защиты: личность, семья, общество
28 января 2022
Статья подготовлена по материалам Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой
Факторы риска
Чем больше факторов риска присутствует в ситуации одного человека, тем больше вероятность появления у него суицидального поведения. Но, отсутствие факторов риска не означает, что подросток не сможет покончить с жизнью.<
- Наличие трагических попыток в личной истории в прошлом. Чем больше было попыток, тем выше риск. Чем серьезнее были попытки, тем выше риск. Чем менее открыто и демонстративно было суицидальное поведение в прошлом, тем выше риск;
- Импульсивность, эмоциональная нестабильность, неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления;
- Восприятие суицида как единственного способа избавления от физических и душевных страданий, безнадежность;
- Коммуникативные трудности или низкий уровень развития коммуникативных навыков, отсутствие или ограниченное количество социальных контактов, обеспечивающих поддержку;
- Психическое заболевание, например, депрессия, биполярное расстройство, шизофрения, пограничное расстройство личности др.
- Злоупотребление психоактивными веществами (алкоголь и наркотики);
- Асоциальное поведение;
- Несуицидальные самоповреждения, чаще всего порезы, ожоги, царапины;
- Повышенные требования к себе, перфекционизм;
- Пониженная самооценка, чувство своей несостоятельности, неспособности оправдать чьи-то ожидания, которые могут скрываться за маской надменности, отвержения норм и правил, провоцирующего поведения;
- Перенапряжение, усталость, астенизация;
- Чувство беспомощности и отчаяния перед жизнью и будущим, безнадежность;
- Высокий уровень импульсивности, низкая толерантность к фрустрации;
- Трудности идентичности, связанные с сексуальной ориентацией и/или половой принадлежностью;
- Опыт переживания физического, в том числе сексуального, насилия в прошлом;
- Опыт переживания жестокого обращения и психологического насилия в прошлом.
Семейные факторы риска:
- Психические заболевания в семье;
- Завершенные самоубийства или суицидальные попытки в семье;
- Алкоголизация, наркомания или другие виды антисоциального поведения родителей; • Конфликтная обстановка в семье;
- Социальное неблагополучие в семье, низкий образовательный уровень и недостаточная интеграция ребенка в социум;
- Жестокое обращение и насилие в семье;
- Ригидность семьи, жесткое следование установленным нормам;
- Семья с высоким уровнем требований и перфекционизмом, высокий запрос родителей по отношению к учебе и поведению;
- Недостаток внимания, заботы и поддержки в семье, недооценка эмоционального неблагополучия ребенка;
- Семейная установка на сокрытие неблагоприятных факторов («не выносить сор из избы»), в том числе психического неблагополучия.
Социальные факторы риска:
- Потеря или отсутствие социальной сети поддержки, социальное одиночество, отгороженность;
- Потеря близких людей;
- Проблемы с друзьями или в романтических отношениях;
- Отвержение или травля со стороны сверстников;
- Утрата близких людей;
- Наличие в истории жизни травматических ситуаций. На фоне новых сильных стрессов может произойти ретравматизация, реактивация чувства отчаяния, покинутости и беспомощности;
- Утрата социального статуса (неудачная сдача экзаменов, невозможность поступить в желаемую школу/ВУЗ и т.п.)
Факторы риска специфичные для школьной среды:
- Преследование, травля (буллинг, кибербуллинг);
- Чувство отвергнутости, стигматизация в связи с отличиями (физическими, по половой идентичности, по национальному признаку);
- Высокие учебные требования;
- Стигматизация ученика после суицидальной попытки. Непонимание, тревога, отвержение у педагогов на фоне суицидального поведения подростка. Замалчивание ситуации педагогами и школьниками, вызванное страхом снова спровоцировать суицидальное поведение.
Защитные факторы
Наличие факторов риска уравновешивается защитными факторами. Чем больше защитных факторов присутствует в ситуации человека, тем ниже риск суицидального поведения. С другой стороны, наличие защитных факторов не означает, что человек не сможет покончить с жизнью.
Среди защитных факторов выделяют:
Личностные факторы
- Хороший уровень развития социальных и коммуникативных навыков;
- Высокий уровень жизнестойкости и совладания со стрессом;
- Восприимчивость к опыту других людей с похожими проблемами, использование наработанных стратегий их решения;
- Стабильный высокий уровень самооценки, доверие к самому себе;
- Позитивные ценностные ориентации, такие как уважение, солидарность, сотрудничество, справедливость и дружба;
- Ощущение поддержки и любви со стороны окружающих.
Семейные защитные факторы: высокая сплоченность и гибкость семьи.
Социальные защитные факторы:
- Развитая сеть социальной поддержки:
- Хорошие отношения с учителями, сверстниками и значимыми людьми;
- Хорошая коммуникация с родными, учителями, сверстниками или особенным значимым человеком;
- Доверие, которое позволяет обсуждать сложные темы хотя бы с одним человеком (родственник, учитель, воспитатель, друг);
- Чувство, что тебя слышит, с уважением и чуткостью, без осуждения, как минимум один значимый человек;
- Друзья (один из самых эффективных защитных факторов в профилактике суицидального поведения).
Защитные факторы, специфичные для образовательной среды:
- Доступность экстренной и кризисной поддержки, помощи;
- Информирование учащихся о том, как найти помощь среди взрослых, к кому и как обращаться, если это необходимо;
- Наличие протокола действий участников образовательного процесса для случаев суицидального поведения, который должен включать в себя стратегии профилактики, работы с текущим суицидальным поведением и работы с последствиями суицидального поведения;
- Профилактические психологические и педагогические программы, способствующие формированию нулевой толерантности к травле; Обучающие курсы для развития коммуникации между преподавателями и подростками в ситуациях с возможным суицидальным риском;
- Информирование учеников о серьезности проблемы травли и личной и юридической ответственности за такое поведение;
- Разрешение проявлений горевания в случае, если в образовательной организации произошла смерть от суицида, отсутствие попыток скрыть произошедшее, помощь и психологическая поддержка участников;
- Создание сети школьной поддержки, выделение специалиста, специально обученного по теме работы с суицидальным поведением, «поддерживающей фигуры», к которому может обратиться каждый в любой момент, если выявляется возможный суицидальный риск;