Школа.Москва
УЧИМСЯ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ!
Поиск
Глоссарий

28 января 2022

Ментальное здоровье

Глоссарий

Ангедония — снижение или утрата способности радоваться, получать удовольствие от любимых вещей, отсутствие интереса к жизни.

Аутоагрессия — намеренные действия, направленные на причинение себе вреда в физической и психической сферах. Проявляется в нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести, отказе от удовлетворения потребностей, получения удовольствия, самообвинении, самоунижении. Крайняя форма аутоагрессии — суицид.

Аффект (от лат. Affectus — страсть, душевное волнение) — кратковременная, ярко протекающая, положительно или отрицательно окрашенная эмоциональная реакция.

Депрессия (depressio; от лат. deprimo, depressum понижать, подавлять, угнетать) — состояние, характеризующееся угнетенным или тоскливым настроением, снижением психической и двигательной активности, часто сочетающимися с разнообразными соматическими нарушениями (потеря аппетита, похудание, запоры, изменение ритма сердечной деятельности и т.п.).

Ментальное (психическое, душевное) здоровье — по определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Содержание понятия «психическое здоровье» не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями, в нём всегда отражены общественные и групповые нормы, регламентирующие духовную жизнь человека. Психическое здоровье — это успешное выполнение психической функции, результатом которой является продуктивная деятельность, установление отношений с другими людьми и способность адаптироваться к изменениям и справляться с неблагоприятными обстоятельствами.

Профилактика суицидального поведения (син. Суицидологическая превенция) — различные мероприятия, направленные на снижение уровня суицидальной активности, предотвращение рецидивов суицидального поведения.

Самоповреждающее поведение (несуицидальное самоповреждающее поведение, селф-харм, от англ. self-harm) — намеренное повреждение своего тела, не связанное с суицидальной попыткой.

Суицид (от лат. sui caedere — убивать себя, самоубийство) — намеренное, целенаправленное и осознанное прекращение собственной жизни. Профильными специалистами (психологами и психиатрами) суицид рассматривается как способ избегания непереносимой ситуации, акт аутоагрессии или призыв о помощи. Особенности суицидального поведения подростков: в помощь работнику образовательной организации.

Суицидальные мысли (син. суицидальная идеация) — это мысли о самоубийстве или излишняя озабоченность самоубийством. Суицидальные мысли могут появляться эпизодически и быстро проходить, а могут стать этапом формирования суицидального поведения. Они бывают пассивными и активными.
Суицидальные мысли пассивные носят недифференцированный характер и не связаны с разработкой суицидального плана. К данной группе могут относиться случаи, когда человек фантазирует о своей смерти, представляет, как с ним происходят несчастные случаи (сбила машина, уснул и не проснулся), размышляет о реакции близких людей на свою смерть.
Суицидальные мысли активные связаны с осознанным намерением убить себя («Я покончу с собой, когда представиться удобный случай», «Всем будет лучше, если я умру»). К данной группе также относят мысли, связанные с обдумыванием наиболее подходящего способа самоубийства, места и времени суицидального акта, то есть с планированием предстоящего суицида.

Суицидальное поведение — широкое понятие, которое помимо суицида включает в себя суицидальные попытки и другие суицидальные проявления.

Суицидент — человек, совершивший завершенное или незавершенное самоубийство.

Суицидология — междисциплинарная область научного знания, изучающая теоретические и практические аспекты аутоагрессивного поведения и пути его профилактики на стыке таких научных дисциплин как психология, психиатрия, социология, юриспруденция, философия и другие.

Тревога — эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности. В отличие от страха, который является реакцией на конкретную, вполне реальную опасность, тревога часто беспредметна.

Источник: «Особенности суицидального поведения подростков: в помощь работнику образовательной организации» Методические рекомендации № 61. Авторы: к.м.н. М.А. Бебчук, к.м.н. А.Я. Басова, к.м.н. П.В. Безменов, к.м.н. Э.Г. Рытик, Ю.В. Северина, С.Л. Залманова. ГБУЗ «НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ», 2020