Школа.Москва
УЧИМСЯ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ!
Поиск
Как помочь или стратегии действий специалиста

28 января 2022

Ментальное здоровье

Как помочь или стратегии действий специалиста

Статья подготовлена по материалам Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой

Быстрые и решительные действия могут спасти жизнь подростка. Специалисты Центра имени Г.Е. Сухаревой дают рекомендации сотрудникам образовательных организаций, учителям, социальным работникам, специалистам по работе с семьей.

Стратегия 1
Иметь в доступе телефоны экстренной службы помощи или других служб

Немедленно связаться с семьей. Важно, чтобы мы имели поддержку семьи и специалистов, работающих с профилактикой суицида (психиатров, психологов), друзей. Внутри образовательной организации полезно создать систему связи с сотрудниками, имеющими специальное образование по работе с суицидальным поведением. В случае актуального суицидального поведения нужно принимать срочные меры:

  • Важно не оставлять ребенка одного, попытаться успокоить его, снизить его тревогу.
  • Немедленно информировать его родителей или законных представителей о ситуации риска, в которой оказался подросток и о необходимости оказать ему экстренную помощь.
  • Позвонить в службы экстренной помощи через 112. Работа экстренных служб необходима в ситуации высокого суицидального риска, попытки или завершенного суицида. Если суицидальное поведение связано с травлей или буллингом, необходимо сообщить в полицию, объяснить ученикам, что доведение до самоубийства — это наказуемое преступление, в связи с чем дело будет расследовать следственный комитет.

Стратегия 2
Ограничить доступ к средствам самоповреждения и способам суицида

  • Убрать из зоны досягаемости все предметы, которыми можно навредить себе.
  • Ограничить возможность открыть окно или выйти на крышу.
  • Ограничить возможности перемещения ребенка.

Стратегия 3
Не оставлять ребенка одного с проблемой — включать в ситуацию учителей, друзей и других сверстников

Чувство одиночества и отвержения — один из факторов риска. Даже если подростка выписали из больницы, куда он попал в связи с суицидальными проявлениями, опасность может сохраняться и после выписки. Необходимо продолжать работу с профессионалами, медиками и значимыми людьми из окружения ребенка. Большое количество суицидов происходит на этапе кажущегося улучшения, когда у человека появляются энергия и воля для того, чтобы довести суицидальные идеи до конца. Они могут появляться снова, но такие идеи непостоянны, и во многих случаях не возобновляются после лечения.

Стратегия 4
Развивать коммуникативные навыки: спрашивать и слушать
Выслушав подростка, его мысли и переживания, связанные с суицидальным поведением, мы поможем снизить уровень напряжения, дадим ему понять, что мы беспокоимся о нем и хотим ему помочь.

Чего НЕ делать?

  • Не осуждать ребенка ни вербально, ни невербально;
  • Не упрекать ребенка в способе мыслей или поведения (например, «как ты можешь говорить такое?»). Не критиковать, не спорить, не насмехаться над ним, не провоцировать, не бросать вызов.
  • Не преуменьшать, не обесценивать проблемную ситуацию, которую он проживает. (Нельзя: «Да ладно тебе, это нормально, все пройдет!»)
  • Не впадать в панику, не показывать страх. Если мы не знаем как действовать, мы точно можем, по крайней мере, спокойно выслушать и как можно скорее найти специализированную помощь и поддержку.
  • Стараться не использовать аргументы вроде «ты сделаешь очень больно своему брату, родителям», если мы не знаем точно, каковы сейчас отношения с этим людьми, поскольку, бывает так, что именно этого подросток хочет добиться. Нужно подчеркивать в позитивном ключе важность его для нас и других людей, особенно если мы владеем информацией о том, кто именно ему дорог.

Стратегия 5
Забота о себе (реабилитация) персонала образовательной организации
Эту стратегию следует использовать во время любого процесса помощи человеку с суицидальным риском. Рекомендуется, чтобы воспитатели и другие сотрудники образовательной организации, которые оказались включены в активное взаимодействие с человеком с суицидальным риском, обратились за специализированной помощью, а не брали на себя роль и ответственность профессионалов.


Источник:
«Особенности суицидального поведения подростков: в помощь работнику образовательной организации» Методические рекомендации № 61.