Главная / Что нового? / Новости

Самоповреждение. Зачем дети делают себе больно?

28 января 2022
Самоповреждение. Зачем дети делают себе больно?

Статья подготовлена по материалам Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой

К сожалению, дети и подростки не всегда могут справиться со сложными душевными переживаниями, особенно если что-то болезненное случается в их детской жизни (развод родителей, смерть близких, травля, крупные ссоры с друзьями и т.п.). Тогда некоторые из них пробуют заменить боль душевную на боль физическую. Важно помнить, что самоповреждающее поведение у ребенка — это никогда не норма. Оно требует внимания, немедленного реагирования и коррекции, так как существует реальная угроза для жизни и здоровья.

Самый высокий уровень самоповреждающего поведения отмечается в подростково-юношеском возрасте от 10 до 24 лет. Пик приходится у девушек на 13–16 лет, у юношей — 12–18 лет.

Основные причины самоповреждений:

  • Эмоциональная боль (физическая боль вследствие самоповреждения способствует выделению эндорфинов, действие которых способствует улучшению эмоционального состояния);
  • ощущение внутренней пустоты (отсутствие эмоций), эмоциональной потерянности, одиночества (боль помогает чувствовать себя живым);
  • избавление от чувства опустошенности, депрессии, чувства нереальности происходящего;
  • выход агрессии, злости, раздражения, которые, часто из-за страха или неумения управлять такими эмоциями, направляются внутрь, а не наружу;
  • потребность почувствовать реальность происходящего вокруг (способ бороться с ощущениями деперсонализации, расщепления личности, диссоциации);
  • ради ощущения защищенности и исключительности;
  • чтобы испытать эйфорию;
  • чтобы не совершать попытки самоубийства;
  • влияние на поведение других людей (попытаться показать другим, что творится у тебя внутри и насколько тебе тяжело);
  • выражение или подавление сексуальности;
  • самонаказание (немалая часть тех, кто наносит себе повреждения, в детстве сталкивались с насилием в семье и нередко сами были объектами насилия, и они продолжают наказывать уже сами себя).



Как реагировать педагогу, заметившему признаки самоповреждений у ребенка?

Главная задача — мотивировать ребенка к обращению за помощью к специалисту. Проводя беседу с таким ребенком, следует:

  • Успокоиться, избавиться от чувства напряжения и паники.
  • Не отвлекаться, смотреть прямо на собеседника. Расположиться удобно — не напротив подростка, не через стол.
  • Не показывать ребенку, что вы куда-то спешите: не смотреть на часы, не выполнять параллельно других дел, не вести никаких записей.
  • Приглашать подростка на беседу лучше не через третьих лиц, а напрямую, как бы невзначай. Например, сначала можно обратиться с несложной просьбой или поручением, таким образом, создавая повод для общения.
  • Во время беседы вокруг не должно быть посторонних людей и отвлекающих факторов.
  • Необходимо следить за интонациями. Уговоры и, напротив, директивный тон неэффективны. Наоборот, они лишь убедят подростка в том, что его не понимают.
  • Позволить выговориться и «излить эмоции», т.к. подростки часто страдают от одиночества и остро нуждаются во внимании и сопереживании.
  • Вести себя спокойно, правильно и понятно формулировать вопросы, выяснить суть кризисной ситуации и то, какая помощь необходима.
  • Не выражать удивления от услышанного, не ругать и не осуждать ребенка за любые, самые шокирующие высказывания. Не спорить, не высмеивать и не принижать переживания ребенка, не приводить в пример других детей, которым «живется еще хуже» или у которых «точно такие же проблемы».
  • Не давать большого количества советов, т.к. подростки в депрессивном состоянии просто не способны их воспринимать, но при этом обязательно подчеркнуть, что проблема носит временный характер.
  • Стремиться вселить в подростка надежду в конструктивные способы решения его проблемы, которые должны быть реалистичными и направленными на укрепление его сил и возможностей.

Самое важное: уговорить ребенка и/или его законных представителей обратиться за помощью к специалисту!

Источники:

«Самоповреждающее поведение и суицидальное поведение»

«Самоповреждения у подростков»

Читайте также

Дополнительное образованиеПобедителиФестивальСпортПрофориентацияНаукаРодителиКнижная полкаПатриотыПсихологияКнигиСтаршеклассникиЧтениеВыставкиНовинки МЭШМЭШСервисы МЭШСоветы психологовМосОбрИсторияИнтервьюВолонтерыФинансовая грамотностьАрктикаБуллингМУФОГЭКиберспортТурнирМетанавыкиБольшая учительская неделяТалантСтудентыЭкзаменыНачальная школаУчитель годаТестыДвижение первыхДошкольникиДневник МЭШДень учителяСоветы родителямВоспитаниеГТОМастер-классПрактикиУчебный день в музееКадетыМедиаклассИнновации в образованииРобототехникаГеографияПремияПодкастыТеатрыФорумНовостиФорум социальных инноваций регионовПитание в школахШкола старшеклассниковМолодые ученыеРазговоры о важномТворчествоКонцертЭкологияМосквенокВыпускникиИТ-классПредпринимательский классИнженерный классМедицинский классВоспитатель годаВоспитателиЭлектронные книгиПриемная кампанияВебинарВикторинаЛига ЗнанийУченикиПредпринимательская культураНаградыЗдоровьеГИАЧемпионатПрактикаСоветы врачейРодительский комитетСредняя школаАкадемический классКурчатовский классПедагогический классОфициальноВыпускнойДень отцаCOVID-19ПервоклассникиСоцсетиКадетские классыродной языкВакцинацияЗаконопроектФООППроверочные работыВПРЮбилейвзаимообучение городовгероиРоссияИнновацииКвестыЗвезды читают стихиМузыкаАнтарктикаДетиКиноЭкскурсииИгрыСоревнованияМосква 2030Инклюзивное образованиеБезопасностьГоспитальные школыГлавархивУправляющие советыкружкипрофессииЯрмарка