Главная / Что нового? / Новости

Трагедия с одноклассником: как поговорить с детьми. Советы специалистов для педагогов

28 января 2022
Трагедия с одноклассником: как поговорить с детьми. Советы специалистов для педагогов

Статья подготовлена по материалам Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой

Одна из самых сложных ситуаций, с которыми сталкивается педагогический коллектив, — трагедия, случившаяся с кем-то из учеников. Особенно если ребенок добровольно ушел из жизни. Замалчивать произошедшее — это большая ошибка, дети в любом случае найдут информацию. Самое главное — помочь ученикам выразить свои эмоции. Это первый шаг для того, чтобы справиться с горем.

Замалчивание неэффективно и даже вредно.

  • Дети будут обсуждать это между собой, за спиной у взрослых. Если нет возможности открыто спросить учителя о произошедшем, выразить свои чувства, страхи, сомнения и т.д. — это повышает уровень тревоги.
  • Будут дети, которые переживают острое чувство вины, например, в связи со спором или конфликтом с погибшим. Вина — очень частое и очень деструктивное чувство в ситуации совладания с горем, особенно связанным с суицидом. • Молчание помешает выявить факторы риска у других детей, которые сильно травмированы случившимся.

Какие сигналы тревоги могут проявляться в поведении других учеников после трагедии?

  • Чувство вины за смерть друга или одноклассника.
  • Изменение поведения и реагирования на фоне произошедшего.
  • Мысли о том, что суицид — акт смелости, и в ситуации, когда ты страдаешь — лучше всего умереть, за что все будут восхищаться твоей храбростью («героизация» погибшего).
  • Высказывания или демонстрации того, что ему также не нравится жить.
  • Запрет и нежелание говорить о смерти.
  • Интерес к разным способам суицида.
  • Угрозы покончить с жизнью, выражения своего желания сделать так же.
  • Педагогу очень важно выявить ребят с тревожными сигналами и связаться с их родителями, сообщить, что эти дети нуждаются в специализированной помощи.

Что делать педагогу?

  • Постараться снизить чувство вины — это самое важное.
  • Быть искренним. Сообщать детям правду о произошедшем.
  • Не сообщать лишних деталей, подробностей.
  • Выделить время на размышления о произошедшем. В течение первой недели очень важно продолжать обсуждать чувства и переживания детей в связи с ситуацией.
  • Помогать в выражении чувств, страхов, сомнений и переживаний с помощью различных видов деятельности — через рисунки, сочинения, любое другое творчество.
  • Постараться, при необходимости, обсудить произошедшее наедине с ребенком, который проявляет особую потребность в этом.
  • Разрешать горевать. Пусть дети оставят цветы или письма, выразят свою скорбь.
  • Помогать в переживании горя и облегчении боли, с помощью выражения и демонстрации своих чувств.
  • Обратить внимание детей на то, что, если у кого-то из них есть суицидальные мысли или серьезные проблемы, очень важно, чтобы они сообщили об этом, чтобы им можно было помочь.
  • При общении с родителями погибшего ребенка важнее всего не делать поспешных выводов, не судить, а слушать и поддерживать намерения обращаться за помощью.
  • При общении с родителями других детей важно избегать поспешных и оценочных суждений. Сделать акцент на возможность своевременного обращения за помощью для себя и своих детей. Подсказать родителям, куда можно обратиться за этой помощью.

ПОМОЩЬ МОСКОВСКИМ ШКОЛАМ

В Городском психолого-педагогическом центре Департамента образования и науки города Москвы есть специальное подразделение — Служба неотложной психологической помощи. Ее специалисты выезжают в образовательные организации, в которых произошла трагедия, связанная с гибелью ребенка или сотрудника школы. Это случается при разных обстоятельствах: длительная болезнь, дорожно-транспортное происшествие, суицид. Каждый ребенок, родитель, сотрудник школы может быть в разной степени эмоционально вовлечен в этот трагический случай. Поэтому универсальных рекомендаций не существует.

Специалисты Службы неотложной психологической помощи отрабатывают каждую конкретную ситуацию. Оценивают все нюансы, риски, ресурсы, которые есть у школы, класса, ребенка. Только с учетом всей этой информации психологи формулируют рекомендации для участников образовательного процесса.

Единая справочная Городского психолого-педагогического центра ДОНМ: 7 495 730 2193

Источник:
«Особенности суицидального поведения подростков: в помощь работнику образовательной организации» Методические рекомендации № 61.

Читайте также

СпортПредпрофДополнительное образованиеПрофориентацияКнижная полкаРодителиПобедителиПатриотыФестивальКнигиСтаршеклассникиЧтениеПсихологияНовинки МЭШВыставкиМЭШСервисы МЭШСоветы психологовМосОбрИсторияИнтервьюВолонтерыБуллингМУФФинансовая грамотностьАрктикаОГЭКиберспортТурнирМетанавыкиБольшая учительская неделяТалантНачальная школаУчитель годаТестыДень учителяСоветы родителямВоспитаниеМастер-классПрактикиУчебный день в музееДошкольникиДневник МЭШКадетыРобототехникаГеографияГТОПремияПодкастыФорум социальных инноваций регионовПитание в школахШкола старшеклассниковМедиаклассИнновации в образованииМолодые ученыеРазговоры о важномКонцертМосквенокПредпринимательский классИнженерный классМедицинский классВоспитатель годаВоспитателиЭлектронные книгиПриемная кампанияВебинарВикторинаЛига ЗнанийУченикиПредпринимательская культураТворчествоГИАДвижение первыхЭкзаменыСтудентыСоветы врачейРодительский комитетВыпускникиИТ-классАкадемический классКурчатовский классПедагогический классОфициальноВыпускнойДень отцаCOVID-19ПервоклассникиСоцсетиКадетские классыродной языкВакцинацияЗаконопроектФООППроверочные работыВПРЮбилейвзаимообучение городовгероиНаградыРоссияЗдоровьеИнновацииКвестыТеатры