Трагедия с одноклассником: как поговорить с детьми. Советы специалистов для педагогов
28 января 2022
Статья подготовлена по материалам Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой
Одна из самых сложных ситуаций, с которыми сталкивается педагогический коллектив, — трагедия, случившаяся с кем-то из учеников. Особенно если ребенок добровольно ушел из жизни. Замалчивать произошедшее — это большая ошибка, дети в любом случае найдут информацию. Самое главное — помочь ученикам выразить свои эмоции. Это первый шаг для того, чтобы справиться с горем.
Замалчивание неэффективно и даже вредно.
- Дети будут обсуждать это между собой, за спиной у взрослых. Если нет возможности открыто спросить учителя о произошедшем, выразить свои чувства, страхи, сомнения и т.д. — это повышает уровень тревоги.
- Будут дети, которые переживают острое чувство вины, например, в связи со спором или конфликтом с погибшим. Вина — очень частое и очень деструктивное чувство в ситуации совладания с горем, особенно связанным с суицидом. • Молчание помешает выявить факторы риска у других детей, которые сильно травмированы случившимся.
Какие сигналы тревоги могут проявляться в поведении других учеников после трагедии?
- Чувство вины за смерть друга или одноклассника.
- Изменение поведения и реагирования на фоне произошедшего.
- Мысли о том, что суицид — акт смелости, и в ситуации, когда ты страдаешь — лучше всего умереть, за что все будут восхищаться твоей храбростью («героизация» погибшего).
- Высказывания или демонстрации того, что ему также не нравится жить.
- Запрет и нежелание говорить о смерти.
- Интерес к разным способам суицида.
- Угрозы покончить с жизнью, выражения своего желания сделать так же.
- Педагогу очень важно выявить ребят с тревожными сигналами и связаться с их родителями, сообщить, что эти дети нуждаются в специализированной помощи.
Что делать педагогу?
- Постараться снизить чувство вины — это самое важное.
- Быть искренним. Сообщать детям правду о произошедшем.
- Не сообщать лишних деталей, подробностей.
- Выделить время на размышления о произошедшем. В течение первой недели очень важно продолжать обсуждать чувства и переживания детей в связи с ситуацией.
- Помогать в выражении чувств, страхов, сомнений и переживаний с помощью различных видов деятельности — через рисунки, сочинения, любое другое творчество.
- Постараться, при необходимости, обсудить произошедшее наедине с ребенком, который проявляет особую потребность в этом.
- Разрешать горевать. Пусть дети оставят цветы или письма, выразят свою скорбь.
- Помогать в переживании горя и облегчении боли, с помощью выражения и демонстрации своих чувств.
- Обратить внимание детей на то, что, если у кого-то из них есть суицидальные мысли или серьезные проблемы, очень важно, чтобы они сообщили об этом, чтобы им можно было помочь.
- При общении с родителями погибшего ребенка важнее всего не делать поспешных выводов, не судить, а слушать и поддерживать намерения обращаться за помощью.
- При общении с родителями других детей важно избегать поспешных и оценочных суждений. Сделать акцент на возможность своевременного обращения за помощью для себя и своих детей. Подсказать родителям, куда можно обратиться за этой помощью.
ПОМОЩЬ МОСКОВСКИМ ШКОЛАМ
В Городском психолого-педагогическом центре Департамента образования и науки города Москвы есть специальное подразделение — Служба неотложной психологической помощи. Ее специалисты выезжают в образовательные организации, в которых произошла трагедия, связанная с гибелью ребенка или сотрудника школы. Это случается при разных обстоятельствах: длительная болезнь, дорожно-транспортное происшествие, суицид. Каждый ребенок, родитель, сотрудник школы может быть в разной степени эмоционально вовлечен в этот трагический случай. Поэтому универсальных рекомендаций не существует.
Специалисты Службы неотложной психологической помощи отрабатывают каждую конкретную ситуацию. Оценивают все нюансы, риски, ресурсы, которые есть у школы, класса, ребенка. Только с учетом всей этой информации психологи формулируют рекомендации для участников образовательного процесса.
Единая справочная Городского психолого-педагогического центра ДОНМ: 7 495 730 2193