Школа.Москва
УЧИМСЯ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ!
Поиск
Факторы риска и защиты: личность, семья, общество

28 января 2022

Ментальное здоровье

Факторы риска и защиты: личность, семья, общество

Статья подготовлена по материалам Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой

Факторы риска

Чем больше факторов риска присутствует в ситуации одного человека, тем больше вероятность появления у него суицидального поведения. Но, отсутствие факторов риска не означает, что подросток не сможет покончить с жизнью.<

  • Наличие трагических попыток в личной истории в прошлом. Чем больше было попыток, тем выше риск. Чем серьезнее были попытки, тем выше риск. Чем менее открыто и демонстративно было суицидальное поведение в прошлом, тем выше риск;
  • Импульсивность, эмоциональная нестабильность, неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления;
  • Восприятие суицида как единственного способа избавления от физических и душевных страданий, безнадежность;
  • Коммуникативные трудности или низкий уровень развития коммуникативных навыков, отсутствие или ограниченное количество социальных контактов, обеспечивающих поддержку;
  • Психическое заболевание, например, депрессия, биполярное расстройство, шизофрения, пограничное расстройство личности др.
  • Злоупотребление психоактивными веществами (алкоголь и наркотики);
  • Асоциальное поведение;
  • Несуицидальные самоповреждения, чаще всего порезы, ожоги, царапины;
  • Повышенные требования к себе, перфекционизм;
  • Пониженная самооценка, чувство своей несостоятельности, неспособности оправдать чьи-то ожидания, которые могут скрываться за маской надменности, отвержения норм и правил, провоцирующего поведения;
  • Перенапряжение, усталость, астенизация;
  • Чувство беспомощности и отчаяния перед жизнью и будущим, безнадежность;
  • Высокий уровень импульсивности, низкая толерантность к фрустрации;
  • Трудности идентичности, связанные с сексуальной ориентацией и/или половой принадлежностью;
  • Опыт переживания физического, в том числе сексуального, насилия в прошлом;
  • Опыт переживания жестокого обращения и психологического насилия в прошлом.


Семейные факторы риска:

  • Психические заболевания в семье;
  • Завершенные самоубийства или суицидальные попытки в семье;
  • Алкоголизация, наркомания или другие виды антисоциального поведения родителей; • Конфликтная обстановка в семье;
  • Социальное неблагополучие в семье, низкий образовательный уровень и недостаточная интеграция ребенка в социум;
  • Жестокое обращение и насилие в семье;
  • Ригидность семьи, жесткое следование установленным нормам;
  • Семья с высоким уровнем требований и перфекционизмом, высокий запрос родителей по отношению к учебе и поведению;
  • Недостаток внимания, заботы и поддержки в семье, недооценка эмоционального неблагополучия ребенка;
  • Семейная установка на сокрытие неблагоприятных факторов («не выносить сор из избы»), в том числе психического неблагополучия.


Социальные факторы риска:

  • Потеря или отсутствие социальной сети поддержки, социальное одиночество, отгороженность;
  • Потеря близких людей;
  • Проблемы с друзьями или в романтических отношениях;
  • Отвержение или травля со стороны сверстников;
  • Утрата близких людей;
  • Наличие в истории жизни травматических ситуаций. На фоне новых сильных стрессов может произойти ретравматизация, реактивация чувства отчаяния, покинутости и беспомощности;
  • Утрата социального статуса (неудачная сдача экзаменов, невозможность поступить в желаемую школу/ВУЗ и т.п.)

Факторы риска специфичные для школьной среды:

  • Преследование, травля (буллинг, кибербуллинг);
  • Чувство отвергнутости, стигматизация в связи с отличиями (физическими, по половой идентичности, по национальному признаку);
  • Высокие учебные требования;
  • Стигматизация ученика после суицидальной попытки. Непонимание, тревога, отвержение у педагогов на фоне суицидального поведения подростка. Замалчивание ситуации педагогами и школьниками, вызванное страхом снова спровоцировать суицидальное поведение.


Защитные факторы

Наличие факторов риска уравновешивается защитными факторами. Чем больше защитных факторов присутствует в ситуации человека, тем ниже риск суицидального поведения. С другой стороны, наличие защитных факторов не означает, что человек не сможет покончить с жизнью.

Среди защитных факторов выделяют:

Личностные факторы

  • Хороший уровень развития социальных и коммуникативных навыков;
  • Высокий уровень жизнестойкости и совладания со стрессом;
  • Восприимчивость к опыту других людей с похожими проблемами, использование наработанных стратегий их решения;
  • Стабильный высокий уровень самооценки, доверие к самому себе;
  • Позитивные ценностные ориентации, такие как уважение, солидарность, сотрудничество, справедливость и дружба;
  • Ощущение поддержки и любви со стороны окружающих.

Семейные защитные факторы: высокая сплоченность и гибкость семьи.

Социальные защитные факторы:

  • Развитая сеть социальной поддержки:
  • Хорошие отношения с учителями, сверстниками и значимыми людьми;
  • Хорошая коммуникация с родными, учителями, сверстниками или особенным значимым человеком;
  • Доверие, которое позволяет обсуждать сложные темы хотя бы с одним человеком (родственник, учитель, воспитатель, друг);
  • Чувство, что тебя слышит, с уважением и чуткостью, без осуждения, как минимум один значимый человек;
  • Друзья (один из самых эффективных защитных факторов в профилактике суицидального поведения).

Защитные факторы, специфичные для образовательной среды:

  • Доступность экстренной и кризисной поддержки, помощи;
  • Информирование учащихся о том, как найти помощь среди взрослых, к кому и как обращаться, если это необходимо;
  • Наличие протокола действий участников образовательного процесса для случаев суицидального поведения, который должен включать в себя стратегии профилактики, работы с текущим суицидальным поведением и работы с последствиями суицидального поведения;
  • Профилактические психологические и педагогические программы, способствующие формированию нулевой толерантности к травле; Обучающие курсы для развития коммуникации между преподавателями и подростками в ситуациях с возможным суицидальным риском;
  • Информирование учеников о серьезности проблемы травли и личной и юридической ответственности за такое поведение;
  • Разрешение проявлений горевания в случае, если в образовательной организации произошла смерть от суицида, отсутствие попыток скрыть произошедшее, помощь и психологическая поддержка участников;
  • Создание сети школьной поддержки, выделение специалиста, специально обученного по теме работы с суицидальным поведением, «поддерживающей фигуры», к которому может обратиться каждый в любой момент, если выявляется возможный суицидальный риск;

Источник:
«Особенности суицидального поведения подростков: в помощь работнику образовательной организации» Методические рекомендации № 61.

Больше новостей