Школа.Москва
УЧИМСЯ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ!
Поиск
Мне плохо: я не знаю, что делать. Советы специалистов

28 января 2022

Ментальное здоровье

Мне плохо: я не знаю, что делать. Советы специалистов

Что со мной происходит?

Переходным подростковым периодом считается промежуток между 14 и 18 годами. В организме идет полная перестройка. На поведение подростков оказывает влияние половое созревание, неравномерное и скачкообразное развитие во всем. Кардинальные перемены в сознании и организме зачастую вызывают у подростков тревогу, стресс, нервозность. Не все позволяют себе открыто проявлять эти негативные чувства в силу воспитания, потому подавляют их. Но если не находить способа выразить свой гнев, то можно впасть в депрессию.

У меня депрессия?

Депрессия — стойкое продолжительное снижение настроения. Она может возникать в любом возрасте и свидетельствует о подавлении сильных эмоций, недовольстве собой.

К симптомам депрессии относятся:

  • подавленное или постоянно меняющееся настроение в течение продолжительного времени;
  • снижение / потеря интереса практически к любой деятельности (ухудшается школьная успеваемость; возникает нежелание учиться и идти в школу);
  • снижение или повышение аппетита (изменение веса более чем на 5% в течение месяца);
  • нарушение сна (постоянная сонливость или бессонница);
  • психомоторное (мыслительное, двигательное) возбуждение или заторможенность, которая наблюдается каждый день, чередование этих состояний;
  • жалобы на плохое самочувствие (отсутствие сил, ощущение усталости, падение жизненного тонуса);
  • комплекс неполноценности или основная депрессивная идея в отношении самого себя (ребенок может говорить «я никому не нужен», «меня никто не любит», «я плохой», «я тупой, я бестолковый»);
  • снижение способности к концентрации внимания, нерешительность, замкнутость, безразличие;
  • мысли о смерти или даже попытки уйти из жизни.

«Если у подростка наблюдаются половина и более перечисленных симптомов на протяжении более двух недель, высока вероятность того, что специалист может поставить диагноз «депрессивный эпизод», — отмечает специалист Московской службы психологической помощи Надежда Ефимова.

Как понять, что нужно изменить?

По мнению американского клинического психолога и психотерапевта Дугласа Райли, чтобы лучше понять депрессию, следует рассматривать ее не только как определенное заболевание или набор симптомов, но и как некое послание. На самом деле депрессия пытается сообщить нам, что нечто в нашей жизни следует изменить, чтобы почувствовать себя лучше.

Депрессивное состояние дает нам обратную связь относительно неблагополучия трех аспектов твоей жизни:

  • Биохимия — нарушения физиологического характера, заболевания, влияние лекарственных препаратов на организм, гормональные нарушения.
  • Стресс, вызванный внешними условиями (неблагоприятной обстановкой в семье, появлением другого ребенка, утратой близкого, разрывом отношений, неудачами в учебе, негативным отношением учителя).
  • Негативные мысли и убеждения о себе и окружающих: «я хуже всех», «я ни на что не гожусь», «я никогда никому не понравлюсь», «ко мне несправедливы», «я не могу жить без этого человека», «я схожу с ума», «мои родители меня не любят», «ничего никогда не изменится к лучшему».

Исходя из этого и необходимо действовать.

1) Пройти комплексное медицинское обследование у врачей, чтобы исключить заболевания, компенсировать нехватку микроэлементов и витаминов, проверить гормональный фон и так далее.

2) Разобраться с источниками стресса и проработать негативные мысли. Здесь может понадобиться помощь взрослых — родителей, близких, психологов.

Не нужно стесняться обращаться за помощью, если тебе плохо!

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Психолог семейного центра «Гармония» Дмитрий Ефременко:

Общение со сверстниками занимает особое место в жизни подростков. Для них важно быть частью определенной группы, коллектива в целом. В юности у молодых людей появляется особенная потребность в близости, единомышленнике, которому можно открыться, поделиться всем, что беспокоит, не боясь осуждения.

Если же подростку не удается найти себе верного друга, или, что еще хуже, он становится изгоем в группе, у него возникает чувство одиночества и оторванности от социально значимых людей.

Ситуация усугубляется, если внутри семьи подросток также не находит поддержки и взаимопонимания. Углубившееся и продолжительное одиночество может привести к депрессии, различным зависимостям, игромании и даже попыткам суицида.

Семья должна стать оплотом поддержки для подростка, а дом — местом, где он будет чувствовать себя любимым и понятым, ведь, возможно, больше он нигде не может получить это. Когда ребенок переходит в юношеский возраст, родителям важно учитывать все следующие за ним психологические и поведенческие изменения. Сам подросток просто не успевает отрефлексировать происходящее с ним. Дайте ребенку понять, что вы на его стороне, с пониманием относитесь к стремлению подростка иметь личную жизнь. Не обесценивайте новые увлечения, музыкальные пристрастия и желание изменить свой внешний вид. Постарайтесь не просто понять его, но и по необходимости принимать в этом участие. Важно наладить доверительное общение с ребенком, избегать резкой оценочной критики.

ВСЕ ПОПРАВИМО: СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ

На консультацию к психологу обратилась мама Екатерина с дочерью Марией 15 лет. В процессе беседы девочка-подросток говорила, что у нее нет сил и желания что-либо делать, в школе она многое не понимает и не успевает, в связи с этим упала успеваемость. Она также не принимала и критиковала свою внешность («Я толстая»), говорила об отсутствии близких друзей: «все думают про меня только плохое», и это мешало ей выстраивать дружеские отношения, отмечала непонимание ее состояния родителями.

Родители отрицали состояние дочери, акцентировав внимание на том, что это все лень и она сама во многом виновата. «В процессе терапии с Машей мы разбирались с ее негативными убеждениями и мыслями о себе. Поняли, когда они появились, какие чувства она испытывала, что способствовало именно таким выводам. Девочка училась выражать свои эмоции, чтобы быть понятой окружающими, при этом не разрушая себя изнутри», — рассказывает специалист.

Параллельно велась психологическая работа с родителями, в процессе которой психолог помогала искать причины непонимания, разбирала конфликтные ситуации, прорабатывала стратегии поведения во взаимоотношениях с дочерью. В результате в семье выстроились доверительные, поддерживающие отношения. У Марии появилась уверенность в себе, она догнала учебную программу и сейчас успешно учится в школе, у нее появились силы и энергия, она строит планы на будущее. Мария приняла свою внешность и с заботой стала относиться к своему телу. Исчез страх негативных мыслей со стороны окружающих и это позволило обрести друзей.

Больше новостей