В сентябре более 37 тысяч учеников 10-11-х классов из 360 столичных школ начали учиться по новому стандарту предпрофессионального образования. Сбалансированные образовательные программы предпрофессиональных классов предполагают не только углубленное изучение профильных предметов, но и всестороннее знакомство с особенностями будущих профессий. Об этом рассказала Анастасия Ракова, исполняющий обязанности заместителя Мэра Москвы по вопросам социального развития.
«Сегодня в московских школах действует шесть направлений предпрофессиональной подготовки — это ИТ, медицинские, инженерные, психолого-педагогические, предпринимательские и медиаклассы. В них учатся более 37 тысяч старшеклассников. Поступая в такой класс, ребенок попадает в систему преемственности „школа — колледж — вуз — предприятие“. Обучение в предпрофессиональном классе — это не просто профориентация: теперь благодаря новому стандарту, заканчивая школу, каждый выпускник такого класса будет иметь набор практических навыков, выработанных на современном оборудовании, опыт взаимодействия с потенциальным работодателем на предприятии, собственное научное исследование или разработку, свидетельство о получении рабочей профессии и, самое главное, четкое осознание того, кем же он хочет стать, когда вырастет», — подчеркнула Анастасия Ракова.
Новый стандарт предпрофессионального образования, разработанный и апробированный в прошлом учебном году, включает несколько основных принципов:
— углубленное изучение профильных предметов. Оно необходимо для получения фундаментальных знаний, которые пригодятся для успешной сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) и обучения в вузе, а в будущем — в решении практических задач выбранной отрасли;
— обязательные предпрофессиональные спецкурсы. Занятия в современных школьных лабораториях и на ИТ-полигонах помогут школьникам сформировать первые практические навыки;
— комплексную экскурсионную программу на предприятиях. Знакомство с представителями отрасли на экскурсиях помогает понять производственные задачи, а также образ мышления и особенности профессиональной культуры, присущие той или иной сфере;
— получение профессии на базе колледжа. Обучение в колледжах поможет сформировать представление о выбранной сфере на всех уровнях, чтобы в будущем выпускник понимал полную цепочку производственного процесса, задачи и потребности всех его участников и мог быть как востребованным специалистом, так и эффективным руководителем. Кроме того, выпускники получат свидетельства о квалификации, которые смогут при желании использовать при трудоустройстве;
— проектно-исследовательскую деятельность в вузах. Дети развивают проектное и исследовательское мышление, работая в реальной научно-образовательной среде над актуальными задачами. Под руководством опытных наставников из вузов все учащиеся разрабатывают проекты, связанные с направлением образования. Их они защищают на научно-практических конференциях. Победители и призеры получают дополнительные баллы к ЕГЭ, что повышает шансы на поступление в вуз;
— сбалансированную учебную нагрузку. В учебных планах нет дублирующихся тем: в школах, колледжах и вузах учащиеся изучают разные аспекты выбранных направлений. Программы органично дополняют друг друга.
В предпрофессиональных классах на сегодняшний день обучаются более трети всех старшеклассников города. Ежегодно большой процент выпускников предпрофессиональных классов поступает в высшие учебные заведения, в том числе в вузы — партнеры предпрофессиональных классов, на базе которых дети и проходили подготовку. По статистике, с 2015 года доля первокурсников-москвичей в ведущих столичных вузах, например МФТИ, МГТУ имени Н. Э. Баумана, Сеченовском университете, НИУ ВШЭ и других, стала в 1,5–3 раза больше, в том числе благодаря проектам предпрофессионального образования.
Узнать подробнее о программах предпрофессиональных классов, взаимодействии с колледжами, вузами и научными организациями можно на сайте «Школа. Москва».
Больше новостей