Наиболее яркие военные победы Ушакова относятся к Русско-турецкой войне 1787-1791 гг. В 1788 г. в сражении у острова Фидониси Ушаков обратил противника в бегство, несмотря на неблагоприятное соотношения сил для российской эскадры. Бригадир Ушаков смог разработать тактику ведения боя, которая позволила одержать решительную победу над хорошо вооруженным турецким флотом.
В 1790 г. Фёдор Фёдорович уже в качестве командующего Черноморским флотом нанёс поражение турецкой эскадре в Керченском проливе. А в 1791 г. у мыса Калиакрия состоялось легендарное сражение, в котором Ушаков одержал победу над имевшим численное превосходство турецким флотом. В четырёхчасовом бою турки были разбиты, понесли большие потери и бежали к Стамбулу. Эта победа заставила султана пойти на заключение выгодного для России Ясского мира. И снова это стало возможным благодаря решительности флотоводца. Командуя боем, он из раза в раз ломал правила, смело менял построение, действовал не по заранее заготовленным схемам, а только исходя из конкретной ситуации. В отечественной исторической науке приёмы Ушакова получили наименование «манёвренная тактика». Принципы введения морского боя и сегодня базируются на этой тактике, разработанной в далеком XVIII веке!
Всего Федор Федорович провел 43 морских сражениях и не потерпел ни единого поражения. Благодаря его таланту Русско-турецкая война 1787–1791 гг. была выиграна, а сам Ушаков вошел в историю как непобедимый адмирал. По словам самого Ушакова, он не потерял в своих боях ни одного корабля.
Очевидцы говорили, что для Ушакова жизнь каждого моряка была ценностью, в бою он не делал различия между собой и простым матросом. Согласно тактическим правилам того времени, корабль командующего во время сражения должен был находиться в середине эскадры, но Федор Федорович ставил свой корабль передовым и занимал при этом опасные положения, вдохновляя командиров собственным мужеством. Под началом великого флотоводца воевали десятки тысяч матросов и офицеров, а погибло во всех сражениях около 500 человек. Это было рекордом — другие командиры своих солдат не щадили и шли к победе ценой любых человеческих жертв.
В последнюю четверть XVIII века шло стремительное освоение земель Северного Причерноморья и Крыма. Важная роль в этом отводилась основанному в 1778 году городу Херсону, который стал портом и крупнейшей корабельной верфью. Однако в 1783 году в Херсоне вспыхнула эпидемия чумы.
Ушаков во время средиземноморских плаваний сталкивался с эпидемиями цинги и оспы, поэтому знал правила организации карантина. Опираясь на личный опыт, он разработал собственную схему борьбы с чумой, которую позднее приняли в России на государственном уровне.
Личный состав строящихся кораблей поселился в специальных лагерях. Ушаков приказал обнести лагерь своей команды камышовым плетнем, выходить за который без его личного дозволения строго воспрещалось. Заболевших отправляли в отдельные палатки вдалеке от лагеря.
Это был настоящий «локдаун». Выход из лагеря дозволялся только по крайней необходимости и в присутствии офицера. От матросов требовали разговаривать, отвернувшись друг от друга. В случае обнаружения заболевшего все, кто контактировал с ним, отселялись в индивидуальные землянки. Все ослушники строго наказывались. Усилия увенчались успехом: когда в других командах зараженные еще появлялись, в лагере Ушакова эпидемия прекратилась.
После успешной противочумной кампании капитан первого ранга Ушаков был переведен в Севастополь и в скором времени фактически его возглавил. В городе базировался Черноморский флот. Следовало позаботиться об организации жизни моряков.
По инициативе Ушакова в Севастополе возвели десятки новых домов, проложили дороги, соорудили казармы. Появился госпиталь на 300 человек и казарма для работников госпиталя. Эти работы Ушаков часто оплачивал из своего жалованья.
Федор Федорович заботился об устройстве колодцев, обеспечении города водой и продовольствием. Офицеры получили участки земли и смогли устраивать огороды, сады и виноградники. Таким образом, часть продовольствия моряки стали производить сами.
«Порт Севастопольский за время управления Ушаковым гораздо более обстроился новыми зданиями, чем во все продолжение прочего существования», — писал военный историк Виктор Филиппович Головачев.
В 1790-е в Севастополь начали приходить иностранные суда с товарами. Они привозили изюм, апельсины, лимоны, финики, миндаль, орехи, кофе, красное вино. В городе развивалась торговля и кипела жизнь.
В конце XVIII века Франция вела завоевательную политику. В 1797 году ею были захвачены Ионические острова, и это создало угрозу черноморским владениям России и Турции. В 1798 году объединённая русско-турецкая эскадра, возглавляемая вице-адмиралом Ушаковым, двинулась на освобождение островов.
Экспедиция была удачной, и к октябрю 1798 года французы были выбиты почти отовсюду. Оставался только один, самый большой и хорошо укрепленный остров архипелага — Корфу. Стоящий на скалистом утесе, он представлял собой почти неприступную крепость. Европейские инженеры считали, что взять Корфу с моря невозможно.
Русские десантники высадились на остров, разбили лагерь. Воинам помогали и местные жители. Они выпросили у Ушакова три пушки, соорудили свою батарею и начали обстрел крепости. Три месяца продолжалась осада, после чего русские штурмом взяли остров. Французам было позволено покинуть Корфу. Трофеями русской армии стали 20 кораблей, 630 пушек, 4 тысячи ружей и большое количество продовольствия и боеприпасов.
«Имел счастье освобождать оные острова от неприятелей, устанавливать правительства и содержать в них мир, согласие, тишину и спокойствие», — напишет впоследствии об этой победе сам адмирал.
В ходе военной операции на Корфу Россия приобрела себе союзников. Греки были благодарны русским воинам за обретенную свободу. Многих местных жителей, принимавших участие в бою, Ушаков представил к награждению медалью. Но особенно запомнилось жителям Корфу то, что русский адмирал вернул на остров православного архиепископа, изгнанного французами.
В архипелаге под протекторатом России и Турции была создана Республика Семи Островов с конституцией, основы для которой подготовил Федор Ушаков. Это была одна из самых демократичных конституций своего времени. В 2002 году на Корфу был открыт памятник русскому адмиралу. На камне — портрет флотоводца и благодарность от греческого народа.
Больше новостей