Главная / Что нового? / Новости

Объяснять, рассуждать и поощрять: московские психологи рассказали, как читать сказки Пушкина для развития ребенка

6 июня 2024
Объяснять, рассуждать и поощрять: московские психологи рассказали, как читать сказки Пушкина для развития ребенка
Рубрики:    Психология Родителям
Специалисты посоветовали учитывать возраст ребенка, объяснять ему непонятное, поощрять рассуждения малыша, а после прочтения вместе выполнять творческие задания или придумывать продолжение истории.

Специалисты посоветовали учитывать возраст ребенка, объяснять ему непонятное, поощрять рассуждения малыша, а после прочтения вместе выполнять творческие задания или придумывать продолжение истории.

Сказки Александра Сергеевича Пушкина — образец русской словесности. Знакомство с ними не только приобщает детей к русской культуре, но и способствует развитию речи, образного мышления и воображения. Специалисты Городского психолого-педагогического центра столичного Департамента образования и науки Софья Матвеева и Надежда Соломанова предложили следовать нескольким простым правилам, чтобы чтение произведений великого русского поэта стало не только приятным времяпрепровождением, а имело максимальный эффект для развития маленьких читателей.

Чтение сказок — один из простых и доступных способов развития ребенка. В процессе чтения родители вместе с детьми совершают увлекательное путешествие: попадают в новый мир, знакомятся с разными героями, сопереживают им и становятся свидетелями развязок невероятных историй. Исследуя волшебный мир вместе со взрослым, ребенок узнает о том, какие качества героев помогают выйти из сложной ситуации, почему они совершают те или иные поступки. Обсуждение прочитанного помогает детям лучше узнать самих себя, мир вокруг, а также обнаружить связь между поступками и их последствиями.

  1. Учитывайте возраст и особенности. Внимательно отнеситесь к выбору сказок для чтения. Очень важно учитывать возраст и индивидуальные особенности ребенка. Произведение должно быть доступно для восприятия и понимания. Для предотвращения утомления малыша стоит разделить одну сказку на несколько «серий». Перед очередной «серией» предложите ребенку вспомнить и рассказать содержание предыдущих частей.
  2. Начните с предыстории. Перед прочтением произведения коротко расскажите ребенку про автора и эпоху, в которой он жил. Также можно познакомить сына или дочь с историей создания выбранной сказки.
    Объясняйте непонятное. В процессе чтения важно разъяснять и уточнять значение незнакомых или малознакомых слов. Для современных детей многие слова пушкинской эпохи будут непонятны. После полного прочтения произведения, убедитесь, что оно понято ребенком, что он усвоил структуру истории и обнаружил причинно-следственные связи в ней. При необходимости поясните непонятные для ребенка моменты, вернувшись к ним. После этого, можно переходить к обсуждению.
  3. Обсуждайте прочитанное. Задайте ребенку вопросы, например «Кто тебе больше всего нравится в этой сказке?», «Ты похож(а) на героя? Чем? А чем вы отличаетесь?», «Кто тебе не нравится и почему?», «Как ты думаешь, что помогло герою справиться с трудностями?». Подобные размышления помогут понять ребенку, какие качества есть у разных персонажей, какие присущи ему самому. Задавая уточняющие вопросы, можно помочь начинающему читателю определить важные качества личности, обнаружить способы их развития.
  4. Поощряйте рассуждения и собственное мнение ребенка. Принимайте его идеи, способствуйте их развитию. Он может прийти к неожиданному для вас умозаключению. Например, после прочтения «Сказки о царе Салтане» ребенок может задаться вопросом, почему положительный на первый взгляд персонаж царь Салтан не предпринимает никаких действий, чтобы увидеть удивительный остров. Это отличная возможность порассуждать вместе. Получив в ответ «Слушается только этих поварих и бабарих, а сам не думает», вы можете с ним согласиться. Искреннее «Да, я тоже никогда этого не понимала. Несправедливо же!» поддержит ход мысли ребенка. А вопрос «Как бы ты поступил на его месте?» станет приглашением к новым суждениям.
  5. Предложите творческое задание. Например, нарисовать то, что больше всего запомнилось в истории. Подобные задания помогают развить память и воображение. Примите участие, нарисуйте то, что понравилось вам, и пусть каждый поделится своими впечатлениями. Часто героями таких иллюстраций могут стать не главные персонажи, а второстепенные, но самые яркие. Например, тридцать три богатыря, озорная белочка с золотыми орешками или Царевна-Лебедь. А можно пойти дальше и добавить своего персонажа в сказку.
  6. Попробуйте придумать свою историю. Для этого можно поместить хорошо знакомых героев в новые обстоятельства. Только представьте, как бы развивалась сказочная история, если бы ее действия происходили в наши дни. Благодаря этому простому приему у вас появятся новые темы для рассуждения. Например, князь Гвидон пытался удивить царя. А что могло бы быть столь же необычным в современных реалиях? Всегда ли, чтобы привлечь внимание, нужно впечатлить кого-то? Кроме того, вы можете придумать свою собственную историю, разобрав с ребенком принципы построения сказочного сюжета: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Такая история поможет юному читателю вместе с героем прожить моменты, которые его волнуют, а возможно, и найти решение какой-то насущной проблемы. Работа со сказками широко используется как способ психологической помощи детям и взрослым. Это инструмент, который всегда под рукой. Обращайтесь к нему чаще, и результат не заставит себя долго ждать.

В территориальных отделениях Городского психолого-педагогического центра работают консультационные центры для родителей дошкольников. Записаться на бесплатную онлайн-консультацию по вопросам воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста можно на сайте Центра.

Информирование столичных учащихся и их родителей о психологических подходах к конструктивному общению, самореализации и проведению досуга способствует укреплению семейных отношений и повышению уровня самооценки и эффективности ребенка, а также соответствует целям проекта «Современное образование» национального проекта «Образование».

Больше новостей

Дополнительное образованиеФестивальСпортПобедителиНаукаРодителиПрофориентацияКнижная полкаПатриотыПсихологияКнигиСтаршеклассникиЧтениеВыставкиНовинки МЭШМЭШСервисы МЭШСоветы психологовМосОбрИсторияИнтервьюВолонтерыФинансовая грамотностьАрктикаБуллингМУФОГЭКиберспортТурнирМетанавыкиБольшая учительская неделяТалантСтудентыНачальная школаЭкзаменыУчитель годаТестыДвижение первыхДошкольникиДневник МЭШДень учителяСоветы родителямВоспитаниеМастер-классПрактикиУчебный день в музееКадетыМедиаклассИнновации в образованииРобототехникаГеографияГТОПремияПодкастыТеатрыФорумФорум социальных инноваций регионовПитание в школахШкола старшеклассниковМолодые ученыеРазговоры о важномТворчествоКонцертЭкологияМосквенокВыпускникиИТ-классПредпринимательский классИнженерный классМедицинский классВоспитатель годаВоспитателиЭлектронные книгиПриемная кампанияВебинарВикторинаЛига ЗнанийУченикиПредпринимательская культураНаградыЗдоровьеГИАЧемпионатПрактикаСоветы врачейРодительский комитетСредняя школаАкадемический классКурчатовский классПедагогический классОфициальноВыпускнойДень отцаCOVID-19ПервоклассникиСоцсетиКадетские классыродной языкВакцинацияЗаконопроектФООППроверочные работыВПРЮбилейвзаимообучение городовгероиРоссияИнновацииКвестыЗвезды читают стихиМузыкаАнтарктикаДетиКиноЭкскурсииИгрыСоревнованияМосква 2030Инклюзивное образованиеБезопасностьГоспитальные школыГлавархивУправляющие советыкружкипрофессии