Главная / Что нового? / Новости

Геймификация в образовании: на самом ли деле можно учиться, играя

23 июля 2024
Геймификация в образовании: на самом ли деле можно учиться, играя
Рубрики:    Вопрос-ответ Учительская Школа
Что наш урок? Игра! Так перефразируем классику, потому что геймификация обучения — один из главных трендов в образовании.

Что наш урок? Игра! Так перефразируем классику, потому что геймификация обучения — один из главных трендов в образовании.

Чтобы обучение было эффективным, оно должно быть интересным. И сегодня у учителей есть множество способов уйти от скучных монологов и превратить учебу в увлекательный процесс. Как это работает, на самом ли деле эффективно, разбирались вместе с Марией Яременко, учителем английского школы № 1317. Она любит преподавание так же нежно, как и компьютерные технологии в образовании, и знает о геймификации все.

Какие задачи помогает решить геймификация?

Геймификация и другие интерактивные методы обучения не просто модные тенденции, а необходимые инструменты для повышения эффективности образовательного процесса в современных условиях. Вот несколько причин, почему игровые форматы становятся всё более важными в современном образовательном процессе:

  • Ускоряют процесс обучения: игровые элементы помогают быстрее запоминать информацию. Это намного эффективнее, чем простая зубрежка;
  • Удерживают внимание: работая над интересной задачей, дети меньше отвлекается;
  • Улучшают микроклимат в классе: совместное решение задач укрепляет отношения между одноклассниками;
  • Повышают вовлеченность в учебный процесс, благодаря соревновательному элементу.
  • Развивают навыки сотрудничества: многие геймифицированные задачи требуют командной работы, это помогает учащимся развивать навыки коммуникации, лидерства и коллективного решения проблем.
  • Адаптируют к современным реалиям: те дети, кто вырос на цифровых технологиях и социальных сетях, часто ожидают от обучения большего интерактива и визуальных стимулов. Геймификация и другие современные методы обучения помогают адаптировать образовательный процесс к этим ожиданиям.

Какие форматы включает в себя геймификация?

В образовании она включает множество методов и инструментов, которые делают учебный процесс более увлекательным и эффективным. Вот несколько примеров:

  • Системы наград и баллов: учащиеся получают баллы, звания («знаток», «эксперт»), значки или медали за выполнение заданий, участие в дискуссиях, решение задач.
  • Игровые уровни:
    — прогрессирование: учебный материал структурирован в виде уровней, которые учащиеся проходят по мере освоения знаний,
    — разблокировка контента: доступ к более сложным заданиям или интересным материалам открывается по мере завершения предыдущих уровней.
  • Квесты и миссии: например, ребята изучают тему через серию взаимосвязанных задач или работают над проектами, которые требуют коллективных усилий.
    Соревнования и конкурсы: индивидуальные или командные.
  • Обучающие игры и симуляции: настольные игры, адаптированные под учебные цели, образовательные компьютерные игры или использование VR для создания реалистичных учебных ситуаций.

Насколько этот формат вообще жизнеспособен?

Он уже доказал свою жизнеспособность и эффективность в ряде аспектов, но, как и любой метод, в нем есть свои ограничения. В чем может крыться опасность?

  • Переизбыток наград: частое использование наград может привести к снижению их ценности и мотивационного эффекта.
  • Игра ради игры: если акцент делается исключительно на игровые элементы, а не на учебные цели, это может отвлечь от главной задачи — получения знаний.
  • Сложность реализации: разработка и внедрение геймифицированных учебных программ требуют значительных ресурсов и времени от преподавателей.
  • Зависимость от технологий: игровой формат часто требует использования современных технологий.
  • Долгосрочная мотивация: важно балансировать игровые элементы с традиционными методами обучения, чтобы избежать привыкания к игровому формату и снижения мотивации в его отсутствие.

Геймификация в цифрах

  • на 28%, согласно исследованиям, будет ежегодно расти уровень геймификации в образовании,
  • на 89% можно повысить успеваемость благодаря игровым механикам,
  • 84,5% педагогов (по итогам опроса Учи. ру) считают, что геймификацию нужно использовать в обучении,
  • в три раза больше информации запоминают подростки по сравнению с традиционными методами обучения.
«Клиповое мышление, связанное с краткими и фрагментированными формами контента в соцсетях, стало вызовом для традиционных образовательных методов. Но все же игровые элементы использовались в образовании задолго до распространения соцсетей. Психологические и педагогические исследования показали: игровые элементы могут значительно улучшить мотивацию и качество усвоения материала. И такие форматы обучения среди прочих действительно необходимы, чтобы удержать внимание учащихся и эффективно донести знания» — прокомментировала Мария Яременко, учитель английского языка школы № 1317, призер конкурса «Педагоги года Москвы» в номинации «Учитель года Москвы»-2022.

Больше новостей

Дополнительное образованиеСпортПобедителиРодителиФестивальНаукаПрофориентацияКнижная полкаПатриотыПсихологияКнигиСтаршеклассникиЧтениеВыставкиНовинки МЭШМЭШСервисы МЭШСоветы психологовМосОбрИсторияИнтервьюВолонтерыФинансовая грамотностьАрктикаБуллингМУФОГЭКиберспортТурнирМетанавыкиБольшая учительская неделяТалантСтудентыНачальная школаЭкзаменыУчитель годаТестыДвижение первыхДошкольникиДневник МЭШДень учителяСоветы родителямВоспитаниеМастер-классПрактикиУчебный день в музееКадетыМедиаклассИнновации в образованииРобототехникаГеографияГТОПремияПодкастыТеатрыФорумФорум социальных инноваций регионовПитание в школахШкола старшеклассниковМолодые ученыеРазговоры о важномТворчествоКонцертЭкологияМосквенокВыпускникиИТ-классПредпринимательский классИнженерный классМедицинский классВоспитатель годаВоспитателиЭлектронные книгиПриемная кампанияВебинарВикторинаЛига ЗнанийУченикиПредпринимательская культураНаградыЗдоровьеГИАПрактикаСоветы врачейРодительский комитетАкадемический классКурчатовский классПедагогический классОфициальноВыпускнойДень отцаCOVID-19ПервоклассникиСоцсетиКадетские классыродной языкВакцинацияЗаконопроектФООППроверочные работыВПРЮбилейвзаимообучение городовгероиРоссияИнновацииКвестыЗвезды читают стихиМузыкаЧемпионатАнтарктикаДетиКиноЭкскурсииИгрыСоревнованияМосква 2030Инклюзивное образованиеБезопасностьГоспитальные школыГлавархивУправляющие советы