Что такое современный детский сад? Как подготовить ребенка к детскому саду? Как мамам и папам справиться с волнением? В нашем лонгриде мы собрали ответы на все вопросы, которые волнуют родителей малышей. Психологи, педиатры, воспитатели дали простые и работающие советы, чтобы малыш и его родители вошли в новый жизненный этап взросления с радостью и без лишних волнений.
Самое главное — это место, где ребенок чувствует себя спокойно, комфортно и безопасно, а также получает первые навыки общения со взрослыми и сверстниками. Здесь малыш интересно, весело и с пользой проводит время, познает мир.
Московские дошкольные учреждения максимально используют образовательные возможности города для развития талантов и природных задатков малышей, создают доброжелательную атмосферу и учитывают индивидуальные потребности, способности и возможности детей.
2 года и 2 месяца
с такого возраста сейчас принимают в детский сад в Москве
около 425 тысяч
дошколят, в возрасте от 2 до 7 лет будут посещать дошкольные группы в столице в новом учебном году
более 90 тысяч
детей
до 3 лет охвачены дошкольным образованием
1,2 тысячи
семейных детских садов работает в Москве. Их посещают около 4 тысяч детей
С 2022 года в московских дошкольных учреждениях вступают в силу новые образовательные стандарты — свод правил для дошкольных учреждений, согласно которому выстроен образовательный процесс, применяются методики, а также оцениваются результаты.
Столичное дошкольное образование — первая ступенька непрерывного общего образования: воспитатели «дошколки» и учителя начальных классов сотрудничают, обмениваются опытом, совместно разрабатывают программы для детей. Такой подход помогает ребятам легче подготовиться к переходу в первый класс. Что регулирует стандарт? Какие занятия проводятся с детьми, сколько раз в неделю, в каких направлениях дети получают знания и навыки? Ответы в нашем материале.
Один из самых распространенных вопросов родителей — чем будут кормить малыша в детском саду, кто готовит еду, контролирует качество и безопасность блюд. Качество блюд из меню для малышей находится под строжайшим многоступенчатым контролем ряда организаций: государственные надзорные органы, органы контроля субъекта Москвы, контроль качества питания представителями родительской общественности, внутренний аудит специалистов Ассоциации предприятий социального питания и другие.
Группа кратковременного пребывания обеспечивает всестороннее развитие ребенка и создает основу для дальнейшей успешной адаптации к поступлению в дошкольную группу на полный день.
Посещая такую группу, ребенок сможет научиться играть, найдет новых друзей, интересно и полезно проведет время, привыкнет к новой обстановке, приобретет навыки коммуникации со сверстниками и новыми взрослыми. При этом ребенок не переживает резкой смены условий жизни, как это бывает при переходе малыша сразу к посещению группы полного дня. При посещении группы кратковременного пребывания процесс адаптации к группе полного дня проходит наиболее спокойно и комфортно для ребенка и семьи.
Специалисты Городского психолого-педагогического центра Москвы составили 10 вопросов для родителей, которые помогут вам понять, готов ли малыш к детскому саду.
Если на абсолютное большинство (7–10) этих вопросов вы ответили «да», то ребенок готов пойти в детский сад.
Подать заявление для устройства ребенка в дошкольную группу можно на сайте Мэра Москвы mos.ru. В заявлении можно:
1
Шаг 1.
Зарегистрируйте себя и ребенка на mos.ru
2
Шаг 2.
Перейдите в раздел «Каталог услуг для жителей», категория «Образование».
3
Шаг 3.
Выберите услугу «Запись (перевод) в детский сад». Далее нажмите на кнопку «Получить услугу».
4
Шаг 4.
Заполните необходимые поля:
1
Шаг 1.
Зарегистрируйте себя и ребенка на mos.ru
2
Шаг 2.
Перейдите в раздел «Каталог услуг для жителей», категория «Образование».
3
Шаг 3.
Выберите услугу «Запись (перевод) в детский сад». Далее нажмите на кнопку «Получить услугу».
4
Шаг 4.
Заполните необходимые поля:
В дошкольные группы столичных образовательных учреждений принимают детей в возрасте от 2,2 до семи лет, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в Москве. В группы кратковременного пребывания — с 1,5 лет.
Приоритетное право на зачисление есть у детей из льготных категорий. Список здесь.
Одежда и обувь для малыша должна быть удобной, легко сниматься и одеваться. Пускай на ней не будет много пуговиц и застежек.
Воспитатели составили список необходимых вещей.
Чтобы малышу было комфортно в детском саду, необходимо на этапе подготовки домашний режим дня сделать максимально похожим на распорядок в дошкольном учреждении: перейти на один дневной сон, привыкнуть к ранним подъемам и многому другому.
В детском саду малыш оказывается в новом пространстве в окружении детей и взрослых. Главный внештатный специалист по первичной медико-санитарной помощи детскому населению, главный врач Детской городской поликлиники № 110, к. м. н. Эльмира Каширина рассказала, как защитить ребенка от инфекционных заболеваний, и ответила на самые распространенные вопросы родителей о здоровье детей.
Ваш ребенок собирается пойти в детский сад. Как знакомство с дошколкой сделать максимально приятным и комфортным? Какие навыки необходимы малышу? Как вести себя родителям? Беседуем с воспитателем детского сада школы № 1347, победителем конкурса «Воспитатель года Москвы — 2022» Анной Гайдуковой.
Чтобы малышу было легче адаптироваться к распорядку дня в детском саду, важно научить его ориентироваться во времени и пространстве, планировать день. Полноценный сон и правильное питание — обязательные слагаемые успеха.
Психологи Городского психолого-педагогического центра Москвы дали пять советов, которые помогут малышу.
Победитель конкурса «Педагоги Москвы — 2022» в номинации «Педагог-психолог» Ольга Антонова ответила на самые распространенные вопросы, которые волнуют родителей будущих воспитанников детского сада: что делать, если малыш кусается, почему он не хочет есть кашу, как успокоить, если плачет утром и не хочет идти в сад, что рассказать воспитателю про семью и ребенка.
Готовность ребенка к детскому саду определяется по нескольким параметрам. Первое, что должен уметь делать ребенок, — быть социализированным, не бояться вступать в контакт с незнакомыми взрослыми — безусловно, с разрешения родителей. Это важно. Очень сложно деткам, у которых болезненная привязанность к маме. Именно мама должна спокойно отпускать его на 5-6 часов, а ребенок — без лишних тревог переносить это расставание.
Второй пункт: хорошо, если ребенок уже владеет простейшими бытовыми навыками. Уметь ходить в туалет на горшок (в соответствии с возрастом, если речь идет о 2,2 годах), держать в руках столовые приборы, уметь самостоятельно раздеваться (снимать простую одежду без лишних застежек и деталей), а около трех лет — и одеваться.
Третий пункт: важно, чтобы малыш умел выражать свои просьбы (не боялся и не стеснялся просить), если он что-то хочет. Например, если он не умеет самостоятельно ходить в туалет, он мог бы попросить о помощи взрослого. Или дать понять, что хочет пить, показать, что ему жарко. Даже если малыш еще плохо говорит, он может это показать другими, невербальными способами.
Четвертый — питание. Ребенок должен уметь есть пищу, которую нужно жевать.
И последнее: малыш должен быть готов к режиму дня дошкольного учреждения: прогулки, одноразовый дневной сон, приемы пищи по расписанию.
Если напротив всех этих пунктов вы можете поставить «плюс» — ваш ребенок готов к посещению детского сада. Если некоторые пункты вызвали затруднения — необходимо поработать в этом направлении. Если же ребенок не готов по всем вышеперечисленным пунктам, то, возможно, стоит повременить с посещением детского сада, дать время себе и малышу на подготовку.
Один из параметров готовности к детскому саду — умение говорить о своих желаниях в приемлемой форме. Зачастую дети привыкают так себя вести, потому что дома через эти действия удается достичь желаемого. Нужно отучать от этого ребенка своевременно, потому что в детском саду кусаться и царапаться неприемлемо. Подскажите малышу другие формы взаимодействия. Допустим, ребенок что-то хочет, но желаемого не получает и начинает кусаться и драться. Самая грамотная стратегия — родитель делает вид, что не понимает, чего хочет ребенок. Только когда малыш по-другому выразит свою просьбу, взрослый выполнит то, что он хочет. Укусы, царапанье — это довольно распространенные явления, такие «первобытные» способы общения ребенка с другими. Но чтобы не было проблем в детском саду, мы родителям рекомендуем заранее приводить ребенка в детские коллективы. Вместе гулять, проводить праздники, ходить на экскурсии с детьми-одногодками. Там он будет приобретать первый опыт и учиться правильному взаимодействию, чтобы знал, что нельзя брать чужое: можно поделиться, можно пойти на обмен.
Есть такая закономерность: тревожная мама — тревожный малыш. Когда семья принимает решение отдавать ребенка в детский сад, необходимо его подготовить психологически. Прежде всего это нужно самим родителям. Познакомьтесь с воспитателем. Как правило, это профессионал, который владеет всеми навыками общения, любит детей и заботится о ребенке. Воспитатели в малышковых группах ласковые, добрые, даже иногда по жестам и взглядам угадывают, чего хотят детки. Делают все, чтобы им там было хорошо. Если мама видит, что это заботливый и профессиональный человек, она успокоится и доверится. Готовность мамы отдать ребенка в сад — вопрос о доверии. Нужно отпустить эту ситуацию, и малыш уже самостоятельно будет осваивать новое пространство. Некоторые мамы совершают ошибку — приходя в детский сад и забирая ребенка, задают вопросы: «Тебе тут было плохо?», «Кто-то тебя обижал?». Наоборот, лучше задавать позитивные вопросы: «С кем ты играл?», «Что ты узнал интересное?», «Что вкусное ел?», чтобы в ответ ребенок сообщал положительную информацию и фокусировался на ней. Помните, что родители всегда могут быть на связи с воспитателями, уточнить, как чувствует себя малыш.
Развивайте у ребенка адаптивные возможности как можно раньше, прямо с рождения. Позволяйте делать то, что он может делать самостоятельно. Малыш пошел, а мама все время говорит: «Не ходи туда», «Не делай то», постоянно выстраивает перед ним границы. Знакома ситуация? При таком поведении мамы ребенок не получает нужного опыта ошибок, ему будет сложно чему-либо научиться. Тренируйте ребенка находиться без мамы: берите в помощь няню, просите бабушку или подругу посидеть с ним. Посещайте с ребенком разные места вне дома. Мама и сама привыкает обходиться без ребенка и не думать о нем каждую минуту. Это важная тренировка для мамы и ребенка.
Важно научить ребенка общаться со взрослыми и находить общий язык с другими детьми, а также выражать свои потребности в формах, которые для ребенка приемлемы. Например, если он не говорит, то научите его использовать жесты. Сможет ли ваш малыш подойти, взять знакомого взрослого за руку и подвести туда, куда ему нужно? Развивайте этот навык.
Бывает и такое, что ребенок плачет и капризами добивается желаемого. В детском коллективе это неприемлемо. В такой ситуации остановите его и попробуйте договориться: «Я тебя не понимаю. Успокойся, пожалуйста, покажи, что ты хочешь». Элемент договора важен и должен присутствовать всегда.
У детей торможение эмоций запаздывает, а механизм возбуждения преобладает. Поэтому, если малыш не может успокоиться и плачет, то лучше всего взрослому его обнять, проговаривая его эмоции: «тебе сейчас сложно», «тебе обидно». Это поможет ему успокоиться. Когда ребенок уже спокоен, можно сказать: «Если ты что-то хочешь, не плачь, а попроси, пожалуйста». Давайте ребенку то, что он требует, после того, как он успокоится.
Группы кратковременного пребывания создавались в основном для работающих родителей. До 2,5–3 лет ребенок может спокойно обходиться без посещения детского сада, особенно если семья может себе это позволить. Если родители видят, что их ребенок уже в 1,5–2 года социализирован, очень контактный, ему все интересно и он готов выйти за рамки своей домашней среды, тогда можно отдать его в группу кратковременного пребывания. Сложности адаптации могут быть — это нормально. Легкая адаптация длится 2–3 недели, средняя — до 4 месяцев. Если она переходит в тяжелую форму, то может продолжаться до года. Хорошо социализированные дети вполне могут пойти в группу кратковременного пребывания в полтора года.
Если в семье выработана правильная система воспитания, тогда все необходимое он получает уже с рождения. И постепенно, как правило, к трем годам малыш сам созревает к ежедневному общению в окружении маленьких детей. Начинать подготовку к детскому саду психологи советуют примерно за полгода.
Можно во время прогулки дойти с ребенком до детского сада. И рассказать, что садик — это большой дом, где детки вместе с добрыми взрослыми играют, веселятся, пока мамы и папы работают. Родители обязательно за всеми детьми приходят. В садике хорошо, весело, много игрушек.
Не стоит говорить ребенку постоянно, что он скоро пойдет в детский сад. Просто рассказывайте и показывайте.
В первые дни, когда мама приводит ребенка в детский сад, важно не убегать, оставляя его там, а спокойно объяснить, что мама обязательно вернется совсем скоро и все будет хорошо. Помашите малышу рукой, поцелуйте перед уходом. Элемент прощания не должен травмировать.
В тревожное состояние ребенка вводит слишком быстрый темп. Лучше набраться терпения! Нужно запланировать утро так, чтобы сборы проходили спокойно. Дайте время ребенку проснуться, потянуться, обняться, спокойно собраться в сад, не торопите его, не дергайте. Чаще всего причина слез — в банальной спешке.
Нужно сказать, есть ли какие-то медицинские противопоказания, аллергии. Рассказать, что умеет ребенок делать самостоятельно, что любит или не любит. Важно рассказать о каких-то индивидуальных реакциях ребенка на что-либо. Возможно, в вашей семье есть какие-то ритуалы или стоп-слова. Расскажите, что помогает ребенку успокоиться и уснуть: может быть, поглаживания или добрые слова? Расскажите, какие действия могут помочь установить контакт с ребенком.
Это во многом зависит от тревожности родителей, сильной привязанности мамы к ребенку. Бывает, что мама за годы нахождения ребенка рядом так привыкает к нему, что ей кажется, что он без нее не справится. На самом деле, все возможно, все дети адаптируются.
Если у мамы тревоги нет, а у ребенка все равно не получается спокойно ходить в сад, нельзя исключать психосоматику. Например, до садика ребенок немного говорил, а в период адаптации перестал разговаривать. Или просился на горшок, а в первые недели похода в сад перестал. Небольшой регресс на две-три недели — это норма. Все восстановится, когда малыш привыкнет к детскому саду. Если процесс затянулся, если ребенок замкнулся в себе, апатичен, плохо спит, плохо ест, не интересуется игрушками, обязательно надо разбираться в причинах. Стоит поговорить с педагогом, посоветоваться с педиатром, психологом.
Частая ошибка — слишком резкие перемены для ребенка, когда его сразу оставляют на целый день в детском саду. Ребенку комфортнее постепенная адаптация в течение 2–3 недель.
Начать лучше с 2–4 часов. Иногда хорошая идея — просто прийти погулять с ребятами по площадке.Когда мы приводим ребенка в детский сад, это не значит, что он стал взрослым и ему не нужна материнская ласка. Можно сказать, что он подрос и многому научился. Ребенок точно так же нуждается во внимании, нежности, объятиях, похвале — это очень важно.
Распространенной ошибкой бывает слишком критическое отношение родителей к детскому саду. Бывает, что им что-то не нравится и негатив обсуждают при ребенке. Если вас что-то беспокоит в отношении педагога, режима, питания, лучше обсудить это с воспитателем или руководством дошкольного учреждения без присутствия малыша.
Ребенку действительно бывает тяжело привыкнуть к незнакомой пище. Познакомьтесь с меню детского сада. Постарайтесь изменить свой домашний рацион, приблизить его к меню дошкольного учреждения. Ограничивайте соль, сахар, специи, сделайте меню более здоровым для всей семьи. Включайте в рацион каши, супы, запеканки, фрукты (яблоки, апельсины, бананы). Желательно это сделать хотя бы за полгода до первого знакомства с детским садом. Но если вы начнете тогда, когда уже малыш ходит в группу, постепенно он привыкнет к такой еде. Более здоровое питание принесет пользу всей семье.