О том, что это автор периодической системы химических элементов, знает любой школьник, а вот другие заслуги великого ученого известны не всем. Давайте пополним копилку знаний и вспомним, каким разносторонним и глубоким был талант этого удивительного человека.
17 февраля 1869 года (по юлианскому календарю) — эта дата стоит под рукописью Менделеева «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сродстве». К тому моменту науке уже было известно более 60 химических элементов, над их систематизацией бились ученые разных стран. И вот в 1869 году был сделан прорыв: короткая рукопись, скромно названная «опытом», в действительности оказалась описанием величайшего открытия. Менделеев допустил, что свойства химических элементов зависят от их атомной массы. И таблица, им составленная, доказывала правоту этого предположения.
Периодический закон, открытый Менделеевым, не только упорядочивал уже известные химические элементы, но и указывал на существование других, пока еще не открытых. Ученый назвал их эка-алюминием, эка-кремнием и эка-бором. И действительно через 6 лет французский химик Лекок де Буабодран открыл элемент, обладающий свойствами эка-алюминия. Этот элемент получил название галлий. А еще через год шведский химик Ларс Нильсон обнаружил скандий, полностью соответствующий описанному Менделеевым эка-бору. Позже был открыт и эка-кремний, названный германием.
Работая с газами, Менделеев заинтересовался метеорологией, а именно вопросом, как в зависимости от высоты меняются свойства воздуха. Для измерения колебаний давления он изобрел дифференциальный барометр, или высотомер. В конце 1930-х гг. усовершенствованный высотомер Менделеева стал использоваться для наземных полевых работ и при аэрофотосъемке.
Менделеев так увлекся исследованиями верхних слоев атмосферы, что начал разрабатывать конструкции летательных аппаратов, чтобы проводить наблюдения на больших высотах. В 1887 году вместе с изобретателем С. К. Джевецким он представил проект аэростата. На этом аппарате ученый в сопровождении пилота-аэронавта планировал подняться в воздух. Но в день полета пошел дождь, и вес двух пассажиров оказался для шара неподъемным. Менделеева это не остановило. Он прошел короткий инструктаж и полетел один.
После полета, отвечая на вопрос, как он решился на столь рискованный шаг, Дмитрий Иванович писал:
«Обыкновенно думают, что мы говорим, советуем, но практическим делом владеть не умеем и нам, как щедринским генералам, всегда нужен мужик, а иначе у нас все из рук валится. Мне хотелось демонстрировать, что это мнение несправедливо, по крайней мере, в отношении к естествоиспытателям».
За этот полет Менделееву была присуждена медаль французской Академии аэростатической метеорологии.
Исследования в области сопротивления воды привели Менделеева в кораблестроение и арктическое мореплавание. Будучи консультантом Морского министерства, он горячо поддержал идею мощного ледокола, предложенную адмиралом Макаровым.
«Ваша мысль блистательна, — писал Менделеев Макарову. — Мощный ледокол будет сильно содействовать процветанию русской торговли, так как продлит на несколько недель навигацию и свяжет порты в устьях Енисея и Лены с северными портами Европейской России».
Благодаря усилиям ученого, план Макарова удалось воплотить. В течение 13 месяцев в Англии был построен первый в мире линейный ледокол, получивший имя «Ермак». Можно себе представить изумление гуляющей публики, когда 4 марта 1899 года, разрезая метровый слой льда, судно подошло к Кронштадту.
«Ермаку» была уготована долгая жизнь. Он прошел через три войны — Японскую, Первую и Вторую мировую — и служил на Крайнем Севере более 60 лет!
Дмитрий Иванович разработал и собственный проект ледокола, более легкого и маневренного, на котором можно было бы организовать высокоширотную научную экспедицию и достичь Северного полюса. К сожалению, в правительстве этот план не поддержали.
Государственный мемориальный музей-заповедник Д. И. Менделеева и А. А. Блока в Боблово
Менделеев предвидел создание подводной лодки! В его записях есть фраза о том, что моряки будущего будут «взрывать сопротивляющиеся массы воды, плавать под водой». И это были не просто слова. Работы ученого содержат расчеты, формулы, схемы, связанные с проектом подводной лодки для плавания подо льдом. Дмитрий Иванович понимал, что существовавшие в то время источники энергии для двигателей не могут обеспечить длительное передвижение под водой. Но настоящий ученый всегда видит на несколько шагов вперед.
Пророчество Менделеева сбылось — с появлением атомного двигателя мечта ученого о подводном плавании к Северному полюсу стала реальностью.
В конце XIX века артиллерия в Европе переходила с дымного пороха на бездымный. Первыми этот переход совершили Франция и Англия. Обе страны держали процесс изготовления вещества в строгом секрете, и в 1890 году вице-адмирал Чихачев предложил Менделееву «послужить научной постановке русского порохового дела».
Дмитрий Иванович отправился в Лондон, а затем в Париж, побывал в английских лабораториях и на заседании Парижской академии наук, присутствовал на испытаниях и получил образцы. После изучения полученных данных он сумел вычислить формулу бездымного пороха. В том же году под руководством Дмитрия Ивановича начались лабораторные опыты, а затем испытания нового вещества. Причем, оказалось, что порох Менделеева по своим свойствам превосходит зарубежный.
Исследователи называют Менделеева главным теоретиком нефтяной промышленности в период ее становления. Он установил оптимальный режим перегонки нефти с получением керосина, смазочных масел и других продуктов. Также ему принадлежит идея танкерных перевозок, буквально совершившая революцию в нефтянке. В то время керосин перевозили в деревянных бочках. Логистический процесс был очень сложным и затратным, расходы на транспортировку сильно повышали стоимость продукта.
Менделеев нашел решение проблемы: он предложил перевозить керосин в трюмах специальных нефтеналивных судов. В 1873 году судовладельцы братья Артемьевы осуществили первую в мире нефтеналивную перевозку. Эксперимент оказался удачным, и вскоре прогрессивная нефтетранспортная схема распространилась по миру. Иностранцы назвали ее «русским способом».
Шхуна «Александръ» братьев Артемьевых – первый танкер. 1873 г.
Дмитрий Иванович предсказал появление двигателя внутреннего сгорания! «Мне рисуется в будущем нефтяной двигатель, размерами и ценой немного превышающий керосиновую лампу, — писал ученый в 1876 году. — Под поршнем этого двигателя будет взрываться смесь воздуха и летучих частей нефти».
И это его пророчество тоже сбылось. Через два года Карл Бенц запатентовал бензиновый двигатель внутреннего сгорания, предназначенный для массового спроса.
Пять томов 25-томного собрания сочинений великого химика посвящены экономическим вопросам. Он заложил основы теории оптимального размещения производительных сил, впервые разработал учение о народном хозяйстве в целом.
В 1899 году Дмитрий Иванович возглавил уральскую экспедицию. Цель этого масштабного мероприятия состояла в том, чтобы изучить уральскую металлургическую, горнодобывающую и лесную промышленность и разработать планы по преодолению отсталости края. 64-летний Менделеев тщательно готовился к экспедиции, а по возвращении из нее представил отчет, в котором предлагал конкретные меры по развитию Уральского региона, в котором видел огромный потенциал.
«Вера в будущее России, всегда жившая во мне, прибыла и окрепла от близкого знакомства с Уралом», — признавался ученый. Во время экспедиции, кроме деловых записей, он вел личный дневник и даже фотографировал, что в то время было непросто.
Научный авторитет Дмитрия Ивановича Менделеева был огромен, список его титулов и званий включает в себя более 100 наименований. Его многогранный талант проникал во все сферы жизни. Сегодня имя великого ученого носят вузы и научно-исследовательские институты, ледники и населенные пункты.
В честь Менделеева названы подводный хребет в Северном Ледовитом океане, вулкан, астероид и лунный кратер. Это наша дань памяти и благодарности человеку, который в конце жизни с полным правом мог сказать:
«Плоды моих трудов — прежде всего в научной известности, составляющей гордость — не одну мою личную, но и общую русскую…».
Больше новостей