Креативные, искренние, творческие — в конце мая в столице подвели итоги конкурса «Педагоги года Москвы». Испытания прошли в шести номинациях, и жюри определило лучших среди учителей, воспитателей, педагогов-психологов, логопедов и дефектологов. В этому году на конкурс поступило более трех тысяч заявок, а в суперфинал вышли 25 участников, среди которых восемь преподавателей общеобразовательных предметов.
После оглашения результатов корреспондент mos. ru пообщался с победителями конкурса и узнал, как они пришли в профессию, какие качества для учителя считают главными и за что любят свою работу.
Конкурс «Педагоги года Москвы» — возможность в первую очередь поделиться опытом, считает Анастасия Попова, учитель биологии школы № 1400 и победитель в номинации «Педагогический старт» (направление «Профессиональный союз»). Она приняла участие в соревновании в составе команды и продемонстрировала мастерство вместе с коллегами.
«В направлении „Профессиональный союз“ предполагалось коллективное участие, поэтому мы собрали команду педагогов нашей школы и стали готовиться. На первом этапе нужно было снять видеовизитку и предложить возможность для развития системы столичного образования. Мы выбрали тему адаптации начинающих специалистов, что и для нас как для молодых сотрудников актуально. Мы работали сплоченно и старались во всем поддерживать друг друга. Поэтому конкурс подарил нам не только признание, но и сильный командный дух», — рассказывает Анастасия Попова.
На втором этапе участники проводили совместный открытый урок для школьников, а на третьем — мастер-класс для коллег. Вместе с другими членами команды Анастасия Попова знакомила столичных учителей с театральной педагогикой. В том числе с особой методикой, по которой преподаватель встраивает в урок элементы актерского мастерства: работает с интонацией, использует мизансцену или, например, дает ученикам интересные роли.
«Как учитель биологии я и сама использую такую технику на уроках. Например, перед рассказом о том, как Фернан Магеллан повлиял на открытие Мирового океана, прошу школьников представить, что они тоже мореплаватели и вместе с великим исследователем вот-вот отправятся в увлекательное путешествие. Это помогает заинтересовать детей и повысить у них мотивацию к учебе. Я уверена: главная задача педагога — сделать занятие занимательным и позволить каждому ребенку совершить на нем свое открытие», — говорит собеседница mos. ru.
Стать учителем Анастасия Попова решила еще в детстве по примеру мамы и бабушки. После школы она поступила в Московский педагогический государственный университет и, окончив его, стала преподавать в школе № 1400, где работает и сегодня.
«Почти за пять лет работы с детьми я поняла: быть учителем — значит быть настоящим, искренним, честным. И еще очень важно разделять интересы детей. Только тогда они понимают, что учитель не где-то вдали, а рядом. Я сама люблю творчество и общение, в свободное от работы время занимаюсь вокалом, а лето провожу в детском лагере в качестве вожатой. А еще вдохновение нахожу в успехах ребят, ведь главная награда учителя — хороший результат ученика. В будущем мечтаю подготовить стобалльника по биологии. В прошлом году их было всего 10 по всей стране, поэтому хочу, чтобы когда-нибудь среди таких ребят оказался и мой воспитанник», — добавляет Анастасия Попова.
Проявить себя лично, а не в команде начинающие педагоги могли и в направлении «Учитель-мастер» номинации «Педагогический старт». Победу одержал Айнур Бекетов, учитель русского языка и литературы школы № 2086.
«Попробовать силы в конкурсе за звание лучшего учителя я решил еще в прошлом году — прошел в финал, но не выиграл. Провел работу над ошибками, подготовился и снова подал заявку. В этот раз шел за победой. Но как только погрузился в атмосферу конкурса, понял, что соревновательный дух уступает желанию перенять опыт коллег и поделиться своими идеями. И это дало мне еще больше сил, а когда на церемонии награждения я услышал свое имя, то понял, что все делал правильно», — говорит Айнур Бекетов.
В персональном зачете участников конкурса ждали те же этапы, что и у команд: видеовизитка, открытый урок и мастер-класс. Так, на встрече с учителями Айнур Бекетов рассказал коллегам, как замотивировать школьников учиться.
«Знакомя ребят с новой темой, стоит их предупредить, что через несколько лет она пригодится им в изучении другого важного правила, если оно включено в программу. Второй совет — не бояться использовать в работе новые технологии. Однажды ребенок принес мне сочинение, написанное при помощи искусственного интеллекта. Тогда я стал беседовать об этом с детьми. Даже самый умный робот не может выразить всю глубину повествования, как это сделает человек, поэтому я начал задавать такие темы сочинений, которые отражали бы чувства и ощущения ребят от прочтения», — отмечает учитель.
Случай из практики не только изменил подход педагога, но и вдохновил его создать для детей умного помощника — бота с заданиями для подготовки к ЕГЭ.
«Идти в ногу со временем важно для каждого учителя. В столице, например, активно развивается „Московская электронная школа“. И это здорово, что у педагогов есть возможность работать в таком формате. Ведь наши дети — новое поколение, они растут с гаджетами, смотрят и делают фото и видео, ведут блоги. Чтобы быть с ними на одной волне, я стал снимать видеоролики о правилах русского языка. Ребятам это нравится, они смотрят мой канал, запоминают новую информацию и даже с удовольствием задают вопросы», — подчеркивает Айнур Бекетов.
Учителем русского языка и литературы Айнур Бекетов работает всего два года, но уверен: в этом его призвание. Он планирует продолжить развиваться в профессии и мечтает однажды вновь попробовать силы в конкурсе, но уже в другой номинации.
Не менее талантливые участники состязались и за звание «Учитель года Москвы». В этой номинации победу одержала Анастасия Морозова, преподаватель английского языка и изобразительного искусства школы «Перспектива». Она уверена: главное для педагога — любовь к своей работе.
«В профессии я больше семи лет, но благодаря конкурсу поняла, как она значима и как много людей объединяет. Соревнование длилось с февраля по май, и сколько поддержки я получила за это время! За меня переживали коллеги, школьное руководство, дети и их родители. Ребята, например, помогали проходить начальные этапы: снимались в видеовизитке, участвовали в открытом уроке. А еще поддерживали друг друга и сами конкурсанты, все это время мы были не соперниками, а участниками одного большого и важного коллектива. Со многими мы подружились и продолжаем общаться», — рассказывает Анастасия Морозова.
На третьем этапе участники представляли коллегам свои методики, а в суперфинале они провели на большой сцене павильона «Космос» просветительскую беседу. «На последнем этапе я рассказывала о том, как важно в профессии педагога слово. Им можно одарить, осчастливить, поддержать, поэтому именно оно — фундамент нашей работы», — отмечает собеседница mos. ru.
К словам в работе с детьми Анастасия Морозова подходит с особым вниманием. Она не ругает ребят за ошибки, а наоборот, просит школьников не бояться их совершать. Ведь они помогают находить пробелы в знаниях и даже раскрывать таланты.
«Младшие школьники, например, с удовольствием придумывают несуществующие слова и не боятся их использовать. Такой подход мотивирует детей замечать свои успехи, а не концентрироваться на неудачах. И когда ребята погружаются в учебный процесс с удовольствием, я понимаю: все сложилось. Потому что не просто учишь, а сердце отдаешь детям», — говорит Анастасия Морозова.
Стать учителем она мечтала еще в школе, а получив специальность и впервые придя в класс, поняла, что сделала правильный выбор. Сегодня Анастасия Морозова — преподаватель английского языка и изобразительного искусства, а еще классный руководитель. Свободное от работы время она посвящает хобби — рисует и… прыгает с парашютом. На счету девушки уже более 50 прыжков.
Анастасия Морозова планирует продолжать повышать квалификацию и совершенствовать профессиональные навыки. Вскоре она представит Москву на федеральном конкурсе и будет бороться за звание лучшего с другими учителями нашей страны.
Больше новостей