Главная / Что нового? / Новости

Что такое «синдром самозванца»?

6 декабря 2023
Что такое «синдром самозванца»?
Рубрики:    Психология
Как адекватно себя воспринимать и почему не нужно слишком часто хвалить детей?

Как адекватно себя воспринимать и почему не нужно слишком часто хвалить детей?

Автор: Алёна Прошина, медицинский психолог ПКБ № 1 им. Н. А. Алексеева

Что такое самооценка с точки зрения психологии?

У понятия «самооценка» есть несколько синонимов: образ «Я», отношение к себе, самовосприятие. Попробуем вывести определение самооценки (англ. self-esteem): это значимость, которой человек наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Это феномен, представляющий собой ценность, приписываемую себе как личности и собственным деяниям. Самооценка выполняет три стрежневые функции: регуляцию, развитие и защиту.

Функция регуляции отвечает за принятие решений личностной направленности, функция защиты обеспечивает личностную стабильность и независимость, а функция развития представляет собой толчковый механизм, направляющий человека к личностному развитию.

У. Джеймс разработал довольно простую формулу для понимания этого феномена в 1890 году: успех/притязания, где успех — это фактические достижения личности, а притязания — это определенные ценности, цели и потенциал. Так, например, если человек, обращаясь к своему опыту, отмечает низкий уровень достижений, но высокий уровень притязаний, то он будет считать себя неудачником.

В психологии самооценку разделяют:

  • по уровню: высокая, средняя, низкая;
  • по реалистичности: адекватная, неадекватная (завышенная, заниженная);
  • по устойчивости: стабильная, нестабильная.

На самооценку влияют несколько факторов:

  • влияние родителей, их оценка и личный пример;
  • воспитание;
  • образовательные учреждения;
  • особенности личности человека, в том числе ребенка, уровень его интеллектуального развития;
  • социальное окружение;
  • средства массовой информации, информационные технологии;
  • направленность личности человека, в том числе ребенка, и уровень его притязаний.


Какие проблемы могут быть с самооценкой?

Прежде чем отметить проблемы с самооценкой, следует упомянуть про «оптимальную самооценку», к которой большинство психологов относят следующие уровни:

  • средний уровень;
  • выше среднего уровня;
  • высокий уровень.

При этом все уровни, не попадающие в категорию оптимальных самооценок, считаются неоптимальными, т.е. проблемными (к ним относятся заниженная и завышенная самооценка).

Что такое завышенная и заниженная самооценка? Отчего она появляется и к каким последствиям может привести?

Давайте попробуем перевести эти понятия в «формулы».

Заниженная самооценка = я не ОК, ты ОК (преувеличивает свои минусы, преуменьшает свои плюсы, отношение к другим с позиции «вы лучше меня»).

Заниженная самооценка формируется при дефиците эмоциональной вовлеченности родителей, где родители эмоционально холодные и отстраненные, в воспитании присутствует чрезмерная строгость, максимум требований, минимум поддержки и доброжелательности. Из-за постоянного сравнения с другими людьми адекватная самооценка может трансформироваться в заниженную.

Такая самооценка может привести к застревающему, тревожному типу личности. Человек не уверен в себе, нерешителен, застенчив, чрезмерно осторожен, остро нуждается в одобрении и поддержке окружающих. Человек с заниженной самооценкой легко податлив на влияние других и необдуманно идет у них на поводу. Зачастую, страдая комплексом неполноценности, он пытается самореализоваться, самоутвердиться любой ценой, что приводит такую личность к неразборчивости в средствах при достижении целей. Такие люди лишком требовательны к окружающим и к себе, чрезмерно самокритичны, замкнуты, завистливы, подозрительны.

Завышенная самооценка = я ОК, ты не ОК (преувеличивает свои плюсы, преуменьшает минусы, отношение к другим с позиции пренебрежения и подавления «вы хуже меня»).

Завышенная самооценка формируется из-за внушенного в детстве преувеличенного чувства собственной значимости («кумир семьи»). Родители в таком случае часто и чрезмерно хвалят ребенка, преувеличивая его способности, реальность при этом игнорируется.

Такая самооценка может привести к нарциссическим, истерическим и невротическим проявлениям: человек считает, что заслуживает большего, идеализирует себя, преувеличивает свои способности и возможности, а также свою значимость для окружающих людей, игнорирует неудачи для поддержания психологического комфорта, сохраняя привычное для себя высокое самомнение. Также присущи такие черты, как зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, агрессивность, грубость, неуживчивость, жесткость. Он ведет себя подчеркнуто независимо, и это воспринимается окружающими как пренебрежительность и высокомерие.

Что такое синдром самозванца?

Синдром самозванца — это такое психологическое состояние, которое характеризуется неуверенностью в собственных компетенциях, ощущением незаслуженности успеха. Достижения, как правило, приписываются случайной удаче, внешним обстоятельствам. «Самозванец» испытывает вину за то, что окружающие воспринимают его как умного, профессионального человека. Такой человек чувствует некомпетентность в определенной сфере, хотя обладает достаточными ЗУН (знаниями, умениями и навыками). Это состояние не считается заболеванием, поэтому в МКБ-11 не внесено. По статистике 70% человек хотя бы раз переживали «синдром самозванца». Также исследователи отметили, что такое состояние чаще всего встречается у людей с высоким уровнем образованности, одаренных детей и подростков.

Как понять, что есть проблемы с самооценкой?

В случае завышенной самооценки можно отметить следующие признаки:

  • самоуверенность;
  • убежденность в правильности своей точки зрения;
  • эгоизм;
  • необоснованные претензии к окружающим;
  • обвинение окружающих в своих ошибках;
  • пренебрежительное отношение к другим;
  • демонстративный характер.

В случае заниженной самооценки можно отметить следующие признаки:

  • страх негативной оценки от окружающих, ее избегание;
  • убежденность, что другие лучше него;
  • постоянное стремление «заработать» положительное отношение;
  • трудности с выражением своего мнения, своих потребностей;
  • страх ошибки;
  • замкнутость, обидчивость, робость;
  • неумение отмечать свои достоинства и достижения, фокус исключительно на недостатках.

Как скорректировать самооценку?

Корректировать следует не саму самооценку, а факторы, которые на нее влияют: например, нужна работа с когнитивными искажениями, ригидными схемами мышления и т.д. То есть это работа для психотерапевта, который поможет отследить истоки этой самооценки, обозначит причины и поможет проработать эти проблемы. К общим советам можно отнести, например, минимизацию «токсичного» общения, практику навыка благодарности, совет относиться к себе по-доброму и в мыслях, и в действиях, больше хвалить себя и давать себе отдохнуть, когда это требуется.

Топ-5 главных советов

  1. Отмечайте свои достижения, хвалите себя и благодарите.
  2. Умейте отмечать также и ошибки, работайте над ними.
  3. Обращайте внимание на похвалу и адекватно принимайте ее.
  4. Так же, как и с похвалой, обращайте внимание на критику, но не «сливайтесь» с ней.
  5. Практикуйте навыки осознанности.

Больше новостей

Дополнительное образованиеПобедителиФестивальСпортПрофориентацияНаукаРодителиКнижная полкаПатриотыПсихологияКнигиСтаршеклассникиЧтениеВыставкиНовинки МЭШМЭШСервисы МЭШСоветы психологовМосОбрИсторияИнтервьюВолонтерыФинансовая грамотностьАрктикаБуллингМУФОГЭКиберспортТурнирМетанавыкиБольшая учительская неделяТалантСтудентыЭкзаменыНачальная школаУчитель годаТестыДвижение первыхДошкольникиДневник МЭШДень учителяСоветы родителямВоспитаниеГТОМастер-классПрактикиУчебный день в музееКадетыМедиаклассИнновации в образованииРобототехникаГеографияПремияПодкастыТеатрыФорумНовостиФорум социальных инноваций регионовПитание в школахШкола старшеклассниковМолодые ученыеРазговоры о важномТворчествоКонцертЭкологияМосквенокВыпускникиИТ-классПредпринимательский классИнженерный классМедицинский классВоспитатель годаВоспитателиЭлектронные книгиПриемная кампанияВебинарВикторинаЛига ЗнанийУченикиПредпринимательская культураНаградыЗдоровьеГИАЧемпионатПрактикаСоветы врачейРодительский комитетСредняя школаАкадемический классКурчатовский классПедагогический классОфициальноВыпускнойДень отцаCOVID-19ПервоклассникиСоцсетиКадетские классыродной языкВакцинацияЗаконопроектФООППроверочные работыВПРЮбилейвзаимообучение городовгероиРоссияИнновацииКвестыЗвезды читают стихиМузыкаАнтарктикаДетиКиноЭкскурсииИгрыСоревнованияМосква 2030Инклюзивное образованиеБезопасностьГоспитальные школыГлавархивУправляющие советыкружкипрофессииЯрмарка