Главная / Что нового? / Новости

Лаборатории, космодромы, музеи: какие креативные форматы и уникальные возможности есть в московских школах

1 сентября 2022
Лаборатории, космодромы, музеи: какие креативные форматы и уникальные возможности есть в московских школах
Рубрики:    В городе Школа

Школьные годы для многих становятся определяющими в выборе будущей профессии, именно в это время принимается ряд важных решений: кем быть и чем заниматься дальше. Помимо приятных воспоминаний об одноклассниках, большое значение имеют учителя, окружающая обстановка и возможности, которые может дать учебное заведение. Подробнее о том, какие необычные подходы, форматы и оборудование используют столичные школы для образовательного процесса, читайте в нашем материале.

Прокатиться на лошади и погрузиться в мир кочевников

В школе № 1321 «Ковчег» есть собственная конюшня, ребята могут заниматься развивающей верховой ездой и получать необходимую помощь через общение с животными.

«В настоящий момент у нас живут три лошадки: Гавана, Ласка и Кэнди. С сентября по июнь со школьниками работают профессиональные тренеры, которые постоянно повышают квалификацию, получают новые знания и передают их своим ученикам. Они распределяют ребят в зависимости от потребностей: кто-то больше специализируется на спортивной составляющей, другой учит детей правильному взаимодействию с животными, ведь лошадь становится ребенку не только незаменимым помощником, но и верным другом. Также мы часто проводим соревнования, ведь в любом направлении должен быть не только процесс, но и результат, что дополнительно мотивирует детей», — рассказал директор школы Алексей Реуэль.

Еще одна яркая изюминка школы — Музей кочевой культуры. Автором идеи выступил учитель географии Константин Куксин. В 2002 году он поехал в отпуск в Монголию. Планировал добраться на велосипеде из Бурятии до Тихого океана, но попал в сильную бурю. Кочевники приютили путника, спасли от ненастья в своей юрте. Тогда Константин проникся местной культурой и загорелся идеей музея. Уже на следующий год привез первую юрту в Москву, собрал ее во дворе школы и начал рассказывать ребятам об истории монгольского народа.

«Конечно, детям все это очень понравилось и заинтересовало. Константин продолжил и дальше исследовать кочевые народы, ходить в экспедиции и привозить все новые экспонаты. В итоге у нас во дворе школы уже 25 жилищ различных кочевников, а скоро появится еще одно. В музее проводятся экскурсии, образовательные программы, лектории. Многие ребята сами пробуют себя в роли экскурсоводов, набираются опыта ораторского искусства, посещают занятия по этнографии, которые составляют работники музея вместе с педагогами-предметниками. Все они перекликаются со школьными дисциплинами: географией, историей», — отметил директор.

Первые шаги к будущей профессии

В школе № 1392 им. Дмитрия Рябинкина в рамках дополнительного образования дети занимаются кулинарией, шитьем, столярным делом, робототехникой.

Есть своя оранжерея, в которой можно найти цветы, пряные травы, экзотические растения: инжир, мушмулу. Заботятся о растениях учащиеся средних классов. Они же проводят экскурсии по оранжерее для младших школьников, жителей района, участников «Московского долголетия» и всех желающих.

Ребят готовят к участию в соревнованиях «Молодые профессионалы» (Worldskills). Например, оборудован настоящий косметологический кабинет, в котором проходит подготовка юных косметологов. «Некоторые из наших учителей имеют богатый опыт работы в других профессиях. Мы привлекаем их к организации дополнительного образования. Например, преподаватель информатики несколько лет работал в туристической компании и сейчас ведет занятия по профилю „Организация туристической деятельности“. Это направление представлено в Worldskills, и мы активно его развиваем», — говорит пресс-секретарь школы Светлана Михайлова.

Новинка этого учебного года — школьная метеостанция: класс, оборудованный всем необходимым для измерения атмосферного давления, количества выпавших осадков и других атмосферных явлений. Метеостанцию планируется активно задействовать не только для проектной деятельности, но и для уроков географии и природоведения.

Увидеть производственный процесс изнутри

В школе № 1298 есть собственное конструкторское бюро. Оно создано для того, чтобы ребята узнали, как строится производственный процесс, и познакомились со специальностями, которые напрямую с ним связаны.

«В каждом ребенке есть талант. Его важно заметить, раскрыть и поддержать. Есть ребята, которые могут отлично себя проявить в производстве. А конструкторское бюро дает возможность применить свои знания и навыки на практике», — рассказывает автор проекта, учитель технологии школы № 1298 Владимир Лебедев.

В бюро есть несколько отделов: плановый, финансовый, технологический, конструкторский, производственный, отдел кадров, отдел снабжения, отдел по технике безопасности, отдел контроля и сбыта.

Ребята сами решают, в каком подразделении они хотели бы трудиться. Кому-то интересно попробовать себя в роли администратора, другой хочет непосредственно изготавливать продукт, некоторым лучше даются экономические подсчеты и закупка сырья. Заказчиком, как правило выступает школа.

«Допустим, проводится у нас в школе конкурс „Что? Где? Когда?“. Для него нужно изготовить призы — хрустальных сов. Мы берем эту задачу на себя. Дети сами рассчитывают, сколько нужно материала, составляют заказ. Технологический отдел продумывает, как это лучше сделать, чтобы сэкономить сырье. Конструкторы готовят на компьютере чертеж, который будет использоваться на лазерной установке. Далее мы запускаем производство: лазер вырезает необходимые детали, начинается сборка, а после выдача заказчику продукта. Обязательно просчитывается, кто из ребят и сколько затратил времени, какое участие принял в общем процессе. За это ученикам начисляются баллы, которые потом расходуются на подарки и поощрения», — рассказывает Владимир.

Школьные мастерские оснащены всем необходимым оборудованием для выполнения технологических операций. Ребята изготавливают кассетницы для телефонов, шахматы, призы на конкурсы, сувениры для гостей школы и многое другое.

Ближе к звездам

Также в школе № 1298 есть собственный планетарий, в котором проходят космические уроки. Их особенность в том, что темы целиком подготовлены старшеклассниками. Они сами и проводят занятия для учащихся 5-х и 6-х классов.

Астрономическая программа-планетарий позволяет увидеть 1,6 млн галактик, более 6 млн звезд, а также планеты, кометы, астероиды, искусственные спутники Земли, космодромы и города. Ребята могут наблюдать за взрывом сверхновой звезды, любоваться движением Солнца и звезд по небосклону в разных уголках планеты.

Программа позволяет, например, «подлететь» к черной дыре, увидеть далекие галактики и экзопланеты, рассмотреть кольца Сатурна и Урана, понаблюдать за движением атмосферы Юпитера, «пролететь» через пояс астероидов. При этом на экране всегда находится исчерпывающая информация о наблюдаемом космическом объекте.

Также планетарий есть и в школе № 2030. Планетарий, похожий на вигвам шатер, находится посреди одного из коридоров и доступен любому. На переменах здесь теснится малышня, которой тоже любопытно поглазеть на звездное небо. Тут же проходят уроки астрономии, здесь старшеклассники узнают об истории открытий и учатся мечтать.

Кроме того, школа оборудована двумя бассейнами, залом для занятий хореографией и музыкой.

Полет в космос и нейротехнологии

Школа № 548 «Царицыно» славится своим Инженерным корпусом, который находится в подмосковном совхозе имени Ленина. Основной акцент там делают на подготовку ребят к инженерно-техническим специальностям, робототехнике и программированию.

Многие школьники увлечены ракето- и авиамоделированием. Эти занятия также входят в курс инженерного направления. В корпусе для проектирования и запуска космических кораблей есть все необходимое: мастерские, стартовая площадка.

«Ребята сами создают весь механизм ракеты: от чертежа до запуска. Выбирают дизайн и наполнение своего космического корабля: например, ученики помладше любят делать начинку из конфет. Каждая ракета из мастерской побывала в своем мини-космосе — взлетела как минимум на 100 метров. Многие праздничные мероприятия у нас сопровождаются такими торжественными запусками. Иногда ребята проектируют что-то вместе либо каждый свою ракету. Конечно, эти занятия помогают детям определиться с будущей профессией и уже начать в ней уверенно ориентироваться», — рассказала руководитель филиала «Инженерный корпус» Надежда Гарниш.

Также это первое учебное заведение, где есть направление предпрофподготовки «Нейротехнологии». Ребята изучают работу нервной системы, в том числе мозга, а также ее взаимодействие с внешним окружением.

Экспериментариум, кулинариум и скалодром

Школа № 338 отличается необычным дизайном, она выполнена в стиле лофт: максимум открытых пространств, естественного света, внутренних перегородок из ударопрочного стекла и антивандальная отделка.

Разделены классы перегородками, которые можно легко убрать и создать одно большое образовательное пространство. Вместо привычного кабинета информатики — IT-полигон, есть класс робототехники с новейшим оборудованием для проектирования и создания роботов, центр прототипирования, экспериментариум.

Также в школе имеются три спортивных зала с профессиональным оборудованием, зрительскими трибунами для проведения соревнований и турниров, скалодромом, кулинариум, гончарная, столярная, швейная и другие мастерские.

Юные Кулибины и фермеры

В школе № 1411 есть зал, посвященный русским изобретателям. Он называется «Кулибинцы». Здесь проходят квест-экскурсии, на которых школьников встречают и сопровождают великий механик-самоучка Иван Петрович Кулибин и императрица Екатерина II. Также в рамках проекта дети 6-х классов своими руками создают макеты изобретений, снимают исследовательские видеоролики.

В школе № 1539 особое внимание уделяется проектной деятельности детей. Например, в дошкольных группах один из самых масштабных и популярных проектов — «Юный фермер».

Дети на собственном опыте узнают, как выращивать и ухаживать за различными растениями. Участвуют в подготовке семян к посадке, высадке рассады в грунт, пикировке, прополке, поливе, сборе урожая, приготовлении блюд из выращенных овощей, заготовке их на зиму.

На протяжении всех этих этапов ребята ощущают себя исследователями, наблюдателями, созидателями. У них формируется ответственность за выращенные растения. А приготовление блюд из урожая, выращенного собственными руками, показывает значимость труда.

А какие креативные обучающие форматы есть в вашей школе?

Теги: Школа

Больше новостей

Дополнительное образованиеНаукаПрофориентацияСпортПобедителиРодителиКнижная полкаФестивальПатриотыКнигиЧтениеСтаршеклассникиПсихологияНовинки МЭШВыставкиМЭШСервисы МЭШСоветы психологовМосОбрИсторияИнтервьюВолонтерыБуллингАрктикаМУФФинансовая грамотностьКиберспортОГЭТурнирМетанавыкиБольшая учительская неделяТалантНачальная школаСтудентыУчитель годаТестыДень учителяСоветы родителямВоспитаниеМастер-классПрактикиУчебный день в музееДошкольникиДневник МЭШКадетыРобототехникаГеографияГТОПремияПодкастыЭкзаменыФорум социальных инноваций регионовПитание в школахШкола старшеклассниковМедиаклассИнновации в образованииМолодые ученыеРазговоры о важномТворчествоКонцертДвижение первыхМосквенокИТ-классПредпринимательский классИнженерный классМедицинский классВоспитатель годаВоспитателиЭлектронные книгиПриемная кампанияВебинарВикторинаЛига ЗнанийУченикиПредпринимательская культураГИАЭкологияСоветы врачейРодительский комитетВыпускникиАкадемический классКурчатовский классПедагогический классОфициальноВыпускнойДень отцаCOVID-19ПервоклассникиСоцсетиКадетские классыродной языкВакцинацияЗаконопроектФООППроверочные работыВПРЮбилейвзаимообучение городовгероиНаградыРоссияЗдоровьеИнновацииКвестыТеатрыЗвезды читают стихиМузыкаЧемпионат