Чтобы обучение было эффективным, оно должно быть интересным. И сегодня у учителей есть множество способов уйти от скучных монологов и превратить учебу в увлекательный процесс. Как это работает, на самом ли деле эффективно, разбирались вместе с Марией Яременко, учителем английского школы № 1317. Она любит преподавание так же нежно, как и компьютерные технологии в образовании, и знает о геймификации все.
Какие задачи помогает решить геймификация?
Геймификация и другие интерактивные методы обучения не просто модные тенденции, а необходимые инструменты для повышения эффективности образовательного процесса в современных условиях. Вот несколько причин, почему игровые форматы становятся всё более важными в современном образовательном процессе:
- Ускоряют процесс обучения: игровые элементы помогают быстрее запоминать информацию. Это намного эффективнее, чем простая зубрежка;
- Удерживают внимание: работая над интересной задачей, дети меньше отвлекается;
- Улучшают микроклимат в классе: совместное решение задач укрепляет отношения между одноклассниками;
- Повышают вовлеченность в учебный процесс, благодаря соревновательному элементу.
- Развивают навыки сотрудничества: многие геймифицированные задачи требуют командной работы, это помогает учащимся развивать навыки коммуникации, лидерства и коллективного решения проблем.
- Адаптируют к современным реалиям: те дети, кто вырос на цифровых технологиях и социальных сетях, часто ожидают от обучения большего интерактива и визуальных стимулов. Геймификация и другие современные методы обучения помогают адаптировать образовательный процесс к этим ожиданиям.
Какие форматы включает в себя геймификация?
В образовании она включает множество методов и инструментов, которые делают учебный процесс более увлекательным и эффективным. Вот несколько примеров:
- Системы наград и баллов: учащиеся получают баллы, звания («знаток», «эксперт»), значки или медали за выполнение заданий, участие в дискуссиях, решение задач.
- Игровые уровни:
— прогрессирование: учебный материал структурирован в виде уровней, которые учащиеся проходят по мере освоения знаний,
— разблокировка контента: доступ к более сложным заданиям или интересным материалам открывается по мере завершения предыдущих уровней.
- Квесты и миссии: например, ребята изучают тему через серию взаимосвязанных задач или работают над проектами, которые требуют коллективных усилий.
Соревнования и конкурсы: индивидуальные или командные.
- Обучающие игры и симуляции: настольные игры, адаптированные под учебные цели, образовательные компьютерные игры или использование VR для создания реалистичных учебных ситуаций.
Насколько этот формат вообще жизнеспособен?
Он уже доказал свою жизнеспособность и эффективность в ряде аспектов, но, как и любой метод, в нем есть свои ограничения. В чем может крыться опасность?
- Переизбыток наград: частое использование наград может привести к снижению их ценности и мотивационного эффекта.
- Игра ради игры: если акцент делается исключительно на игровые элементы, а не на учебные цели, это может отвлечь от главной задачи — получения знаний.
- Сложность реализации: разработка и внедрение геймифицированных учебных программ требуют значительных ресурсов и времени от преподавателей.
- Зависимость от технологий: игровой формат часто требует использования современных технологий.
- Долгосрочная мотивация: важно балансировать игровые элементы с традиционными методами обучения, чтобы избежать привыкания к игровому формату и снижения мотивации в его отсутствие.
Геймификация в цифрах
- на 28%, согласно исследованиям, будет ежегодно расти уровень геймификации в образовании,
- на 89% можно повысить успеваемость благодаря игровым механикам,
- 84,5% педагогов (по итогам опроса Учи. ру) считают, что геймификацию нужно использовать в обучении,
- в три раза больше информации запоминают подростки по сравнению с традиционными методами обучения.
«Клиповое мышление, связанное с краткими и фрагментированными формами контента в соцсетях, стало вызовом для традиционных образовательных методов. Но все же игровые элементы использовались в образовании задолго до распространения соцсетей. Психологические и педагогические исследования показали: игровые элементы могут значительно улучшить мотивацию и качество усвоения материала. И такие форматы обучения среди прочих действительно необходимы, чтобы удержать внимание учащихся и эффективно донести знания» — прокомментировала Мария Яременко, учитель английского языка школы № 1317, призер конкурса «Педагоги года Москвы» в номинации «Учитель года Москвы»-2022.