Главная / Что нового? / Новости

«Инженерный Оскар»: московские школьники выходят на мировой уровень

29 сентября 2021
«Инженерный Оскар»: московские школьники выходят на мировой уровень
Рубрики:    Предпроф

Международный чемпионат Vex World 2021 в этом году впервые прошел в онлайн-формате. Нашу страну представляли две команды от школы № 1519. На протяжении недели школьники соревновались с лучшими робототехническими командами из разных стран. Команда 22699z (Артём Зыков, Андрей Волов, Никита Зубец) дошла до полуфинала. А команда 22699А (Александр Русаков и Арсений Николин) вышла в финал и сразилась с сильнейшим альянсом. Мы встретились с призёрами и поговорили о подготовке к соревнованиям, успехе и планах на будущее.

Ребята, расскажите немного о вашем конкурсном проекте. Что он из себя представляет?

Артём Зыков: Наша задача состояла в том, чтобы создать робота, который будет собирать шары на поле и на стойках, после чего перевозить к другим стойкам и загружать нужные цвета в нужные стойки. Начали мы собирать свой проект еще зимой — и за 2-3 месяца у нас уже было всё готово.

Никита Зубец: На соревнованиях есть две стороны — синяя и красная. С каждой стороны играют по две команды. Альянсы назначаются случайным образом. За пару минут до матча вам нужно встретиться со второй командой, объяснить тактику и наладить коммуникацию для успешного выступления.

Соревнования VEX проводятся на квадратном поле размерами 3,63×3,63 м. Играют два альянса: красный и синий, состоящие из двух команд каждый. На турнирах команды участвуют в матчах, где два случайно выбранных альянса по две команды каждый соревнуются за наивысший командный рейтинг. Цель: набрать больше очков, чем у противоположного альянса, путём доставки кубов в напольные зоны, установки на башни и построения башен из кубов и выйти в следующий тур.

С какими сложностями столкнулись в процессе подготовки к чемпионату и на самих соревнованиях?

Андрей Волов: Сложностей было много. В основном — это придумать механизм, который бы упрощал все процессы. Также при создании такого проекта важны мелкие детали, которые бы делали его уникальным. Собрать всё это воедино не так-то просто. Затем, уже на игре, очень важна тактика, поскольку мы играем в связке с командой из другой страны против такого же альянса, нам важно не перетягивать на себя, а взаимодействовать сообща.

Александр Русаков: Каждый чемпионат мы учились чему-то новому. Потому что нужно не просто шары разложить по кубу, здесь ещё строятся линии, а каждая линия удваивает куб. То есть логически надо заранее в голове держать все схемы.

Вы уже не в первый раз участвуете в подобных соревнованиях. С чего начинался ваш путь?

Андрей Полещенков, учитель информатики школы № 1519, куратор команд: Vex World — это больше, чем просто соревнование, в Америке или Европе — это целое движение. Такое крупное комьюнити, которое построено вокруг конструктора Vex. К нашему самому первому соревнованию, в 2017 году, мы собирали всё с нуля и даже не ожидали, что выиграем первый Робофест. После этого нас пригласили дальше — на соревнования в Штаты. Мы почему-то не приняли это всерьёз, а когда поняли, что всё по-настоящему и мы точно едем, стали смотреть, как катаются американцы, чтобы понять и отметить для себя их стратегии. В итоге выступили мы довольно неплохо — в одном дивизионе было 100 команд, мы попали в первую тридцатку. В этом году мы прошли тот же путь: сначала победили в Робофесте и после принимали участие в Vex World 2021, но уже в формате онлайн. Были две команды, одна из них заняла второе место, а вторая стала финалистом дивизиона. Это для нас настоящий подвиг, ведь до этого мы были намного ниже в таблице.

Что значит для вас, для школы в целом это достижение?

Арсений Николин: Мы очень гордимся, что смогли совместными усилиями показать такой высокий результат. Зарекомендовать себя на мировом уровне. Также это определённая ответственность, ведь теперь от нас ждут новых достижений. В этот раз мы стали финалистами, а в следующий планируем взять самый главный кубок!

Андрей Полещенков, учитель информатики школы № 1519, куратор команд: Для нас это важно потому, что демонстрирует наши достижения. Подобные соревнования что-то вроде «Оскара», только в инженерной среде. Вот наши достижения на сегодняшний день — это как победа в номинации «Лучшая роль второго плана» или «Лучший монтаж» и так далее. А вот самая главная награда на соревнованиях — звание Абсолютного чемпиона. Такого кубка у нас пока еще нет, на самом деле сделать это действительно очень-очень сложно, но мы будем стараться!

В апреле 2018 года VEX Robotics Competition был назван крупнейшим соревнованием по робототехнике в мире и попал в Книгу рекордов Гиннеса.

Чему научились за время конкурса? Как в профессиональном плане, так и в личном…

Артём Зыков: В профессиональном плане мы стали более подкованными в теме робототехники, разобрались с новыми конструкторами и механизмами, узнали много нюансов при сборке роботов. А в личном плане это настоящая проверка на прочность, потому что обстановка очень волнительная. Важно было собраться, не подвести команду и показать всё, на что ты способен. И, конечно, этот конкурс сделал нас сплочённее, научил терпению, помог развить мышление в нестандартной ситуации.

Что дальше? Будете ли участвовать где-то ещё с данным проектом или изобретать новый? Есть ли уже какие-то планы на будущее?

Александр Русаков: Дальше мы планируем продолжать участие в Vex World. В следующем году уже будут новые регламенты, и мы должны представить новый проект. Старый уже не подходит. Так что впереди у нас много работы. А в плане профессионального самоопределения мы однозначно хотим связать свою жизнь с программированием и новыми технологиями.

Андрей Полещенков, учитель информатики школы № 1519, куратор команд: Вообще, в Штатах сейчас очень популярно направление образования STEAM. У нас оно набирает обороты, в нашей школе дети в инженерных классах как раз этим занимаются. Мы не просто собираем роботов, мы уже находимся на стадии, когда мы робота проектируем. То есть ещё до того, как мы собираем его в металле, уже понимаем, какие будут механизмы, как они будут работать, взаимодействовать, а здесь без математики, физики и так далее делать нечего. И знать их нужно на высоком уровне. Здесь настолько тонкие материи, что если где-то допустил ошибку, придётся разбирать полностью весь проект. Поэтому в планах — учиться, реализовывать новые идеи, развивать уже существующие проекты и, конечно, завоёвывать новые инженерные вершины!

Школа № 1519 одной из первых вошла в проект «Инженерный класс в московской школе» и получила современное технологичное оборудование. По словам директора школы, именно эта база помогает ребятам развивать инженерные навыки и открывает перед учащимися новые перспективы в будущем.

Николай Сирый, директор школы № 1519:

У нас есть несколько глобальных задач. Во-первых, создание среды, которая бы формировала у детей мотивацию выбора инженерных специальностей и будущей профессии. И, во-вторых, это популяризация инженерных направлений через использование современных форматов обучения, создание практико-ориентированной модели профильного обучения, активное вовлечение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность. Оборудование, которое мы получили для инженерных классов, стало отправной точкой к участию в новых проектах, в том числе Vex World. Это был хороший международный опыт. Инновационные технологии робототехники являются одним из лучших инструментов мотивации для приобщения ребят к техническому творчеству. Они более глубоко погружаются в процессы моделирования, проектирования, конструирования, программирования, прототипирования, изучают лучшие мировые практики. Также у нас есть серьезные планы по реализации совместных проектов с Московским институтом электроники и математики им. А. Н. Тихонова Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Есть идея создать в Москве центр молодежного инновационного робототехнического творчества. Наши ребята принимают участие не только в соревнованиях под эгидой Vex, но и занимают призовые места в Чемпионате WorldSkills, являются чемпионами Москвы и России в компетенции «Мобильная робототехника». Плюс ребята участвуют в научно-практических конференциях, например,

«Инженеры будущего», «Высший пилотаж» и проектах «Школы Новых Технологий». Всё это способствует тому, что школьники уже сейчас получают дополнительные бонусы для поступления в пул ведущих инженерных вузов нашей страны. А лучших ребят этом году пригласили в одну из образовательных смен Сириуса. Также они имеют возможность попасть в Артек. Конечно, это титанический труд, и мы очень рады, что он дает свои плоды.

Текст: Ю. Горошенко

Фото: Н. Арефьева

Больше новостей

НаукаДополнительное образованиеСпортПрофориентацияРодителиКнижная полкаПобедителиФестивальПатриотыКнигиСтаршеклассникиЧтениеПсихологияНовинки МЭШВыставкиМЭШСервисы МЭШСоветы психологовМосОбрИсторияИнтервьюВолонтерыБуллингМУФФинансовая грамотностьАрктикаКиберспортОГЭТурнирМетанавыкиБольшая учительская неделяТалантНачальная школаУчитель годаТестыДень учителяСоветы родителямВоспитаниеМастер-классПрактикиУчебный день в музееДошкольникиДневник МЭШКадетыРобототехникаГеографияГТОПремияПодкастыЭкзаменыФорум социальных инноваций регионовПитание в школахШкола старшеклассниковМедиаклассИнновации в образованииМолодые ученыеРазговоры о важномКонцертДвижение первыхСтудентыМосквенокПредпринимательский классИнженерный классМедицинский классВоспитатель годаВоспитателиЭлектронные книгиПриемная кампанияВебинарВикторинаЛига ЗнанийУченикиПредпринимательская культураТворчествоГИАСоветы врачейРодительский комитетВыпускникиИТ-классАкадемический классКурчатовский классПедагогический классОфициальноВыпускнойДень отцаCOVID-19ПервоклассникиСоцсетиКадетские классыродной языкВакцинацияЗаконопроектФООППроверочные работыВПРЮбилейвзаимообучение городовгероиНаградыРоссияЗдоровьеИнновацииКвестыТеатры