Главная / Что нового? / Новости

Как общаться со слабослышащим ребенком: советы столичного психолога

20 сентября 2024
Как общаться со слабослышащим ребенком: советы столичного психолога
Рубрики:    Психология
О том, как им найти общий язык, рассказала психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки Москвы Татьяна Денисова.

О том, как им найти общий язык, рассказала психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки Москвы Татьяна Денисова.

Люди с нарушениями слуха точно так же ходят на работу, в школу, ведут активную социальную жизнь. Глухие и слабослышащие могут учиться как в обычных школах, так и в специализированных. В последнее время все чаще родители детей с нарушениями слуха отдают предпочтение общеобразовательным школам, где школьники могут свободно учиться, знакомиться и общаться с нормально слышащими сверстниками без преград. О том, как им найти общий язык, рассказала психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки Москвы Татьяна Денисова.

Она отметила, что для обучения детей используют специальную азбуку.

«Популярное мнение о том, что обучение глухих ведется на жестовом языке, всего лишь миф. Для полноценного включения в образование специалисты придумали специальные методики и программы обучения неслышащих людей. В качестве помощи в таких методиках используется дактильная азбука — так называемый пальцевый алфавит. С помощью этих методик дети могут освоить речь, чтение и письмо, и свободно использовать навыки в повседневной жизни. В бытовом общении неслышащие используют русский жестовый язык», — сказала Денисова.

Она добавила, что при общении с человеком, имеющим нарушения слуха, следует соблюдать ряд правил.


«Находитесь на одном уровне с человеком. Важно, чтобы он видел лицо говорящего. Говорите спокойно, не замедляя и не ускоряя речь. Люди с нарушениями слуха в большинстве своем хорошо читают по губам и могут „считать“ то, что вы говорите, если речь будет умеренного темпа. Подключайте артикуляцию. Но не увлекайтесь! Слишком утрированная и выраженная артикуляция тоже может сбить»
, — поделилась Денисова.

Обращаться к слабослышащему человеку стоит голосом нормальной громкости. Глухие люди также могут быть очень чувствительны к шуму. Помните про «правило спины»: не стоит говорить человеку в спину и говорить самому, стоя спиной. Несмотря на наличие слуховых аппаратов, человеку будет тяжело вас понять и поддержать разговор.


«Не трогайте слуховые аппараты человека без разрешения. Устройства не восстанавливают слух, но усиливают звук. Их носят не все, но большинство. Каждый аппарат настроен специально под определенного человека, а некоторые функциональные элементы находятся снаружи. Неаккуратное прикосновение может сбить настройки, кроме того, это может быть расценено как нарушение личных границ»
, — отметила Денисова.

Важно говорить короткими фразами и простыми предложениями. Чтобы привлечь внимание неслышащего человека, назовите его по имени. Если человек не отвечает, можно слегка прикоснуться к плечу или помахать рукой.

«Каждый человек в тот или иной период жизни может столкнуться с временной или постоянной потерей слуха. Это может быть отит в следствие перенесенной болезни или возрастное снижение слуха. Важно уделять своему здоровью достаточно внимания и своевременно реагировать на любые, даже самые несущественные изменения», — заключила Денисова.

В Москве дети со сниженным слухом могут учиться как в инклюзивных классах, так и в отдельных классах, группах или отдельных организациях, где программы адаптированы под потребности неслышащих учеников. В школах, где обучаются такие дети, создана специальная среда: имеется звукоусиливающая аппаратура, отвечающая современным аудиологическим и сурдопедагогическим требованиям, а звуковая информация дублируется визуально. Специальным образом организовано пространство класса: парты расположены полукругом, чтобы дети могли видеть лицо педагога, артикуляцию, движения рук, иметь возможность воспринимать информацию и глазами, и на слух.

Педагоги используют на уроках специальные методы, приемы и средства обучения, которые позволяют школьникам преодолеть барьеры в коммуникации, помогают легче освоить адаптированные образовательные программы.

Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого ребенка определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Москвы.

Важная составляющая школьной жизни — занятия в кружках и секциях после уроков. Школьники с нарушениями слуха принимают активное участие в конкурсах профессионального мастерства: чемпионате профессионального мастерства для детей с особыми образовательными потребностями «Абилимпикс», чемпионате профессионального мастерства для лиц с нарушениями слуха Deafskills, открытом московском фестивале «„1+1“: равные условия, равные возможности» и других.

Информирование столичных учащихся и их родителей о психологических подходах к конструктивному общению, самореализации и проведению досуга способствует укреплению семейных отношений и повышению уровня самооценки и эффективности ребенка, а также соответствует целям проекта «Современное образование» национального проекта «Образование».

Больше новостей

Дополнительное образованиеСпортПобедителиРодителиФестивальНаукаПрофориентацияКнижная полкаПатриотыПсихологияКнигиСтаршеклассникиЧтениеВыставкиНовинки МЭШМЭШСервисы МЭШСоветы психологовМосОбрИсторияИнтервьюВолонтерыФинансовая грамотностьАрктикаБуллингМУФОГЭКиберспортТурнирМетанавыкиБольшая учительская неделяТалантСтудентыНачальная школаЭкзаменыУчитель годаТестыДвижение первыхДошкольникиДневник МЭШДень учителяСоветы родителямВоспитаниеМастер-классПрактикиУчебный день в музееКадетыМедиаклассИнновации в образованииРобототехникаГеографияГТОПремияПодкастыТеатрыФорумФорум социальных инноваций регионовПитание в школахШкола старшеклассниковМолодые ученыеРазговоры о важномТворчествоКонцертЭкологияМосквенокВыпускникиИТ-классПредпринимательский классИнженерный классМедицинский классВоспитатель годаВоспитателиЭлектронные книгиПриемная кампанияВебинарВикторинаЛига ЗнанийУченикиПредпринимательская культураНаградыЗдоровьеГИАПрактикаСоветы врачейРодительский комитетАкадемический классКурчатовский классПедагогический классОфициальноВыпускнойДень отцаCOVID-19ПервоклассникиСоцсетиКадетские классыродной языкВакцинацияЗаконопроектФООППроверочные работыВПРЮбилейвзаимообучение городовгероиРоссияИнновацииКвестыЗвезды читают стихиМузыкаЧемпионатАнтарктикаДетиКиноЭкскурсииИгрыСоревнованияМосква 2030Инклюзивное образованиеБезопасностьГоспитальные школыГлавархивУправляющие советы