Главная / Что нового? / Новости

Ключевые вопросы развития московского образования обсудили на IX Педагогическом форуме

16 ноября 2022
Ключевые вопросы развития московского образования обсудили на IX Педагогическом форуме
Рубрики:    Учительская

Более 5,2 тысячи человек приняли участие в дискуссиях, проблемно-аналитических и проектировочных семинарах, сессиях, мастер-классах, круглых столах и других мероприятиях.

В Москве прошел IX Педагогический форум «Кадры московской школы: мотивация, навигация, коммуникация». Его организовали Корпоративный университет московского образования и Единая независимая ассоциация педагогов города Москвы при поддержке столичного Департамента образования и науки. Участниками форума стали более 5,2 тысячи человек — руководители образовательных организаций, педагоги-новаторы и педагоги-практики, преподаватели вузов, общественные деятели, представители органов управления образования, издательств.

В работе форума приняли участие представители ведущих российских предметных ассоциаций, Городского методического центра, Городского психолого-педагогического центра, Московского центра качества образования, а также преподаватели российских вузов: МГИМО, МГПУ, МПГУ, МГОУ, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, МАИ, МГЛУ и других.

За шесть дней работы прошло более 30 мероприятий в очном и онлайн-форматах: дискуссии, проблемно-аналитические и проектировочные семинары, сессии, мастер-классы, круглые столы, секции, презентации передового педагогического опыта.

«Впервые форум получил постоянную онлайн-площадку с презентационными материалами, на которой каждый педагог получил доступ к трансляциям, обмену мнениями, обсуждению вопросов, которые звучали на мероприятиях. Для Корпоративного университета форум стал важным событием для актуализации содержания программ повышения квалификации. Мы внимательно изучим, проанализируем прозвучавшие предложения, те дефициты, которые ощущает педагогическое сообщество. Они будут положены в основу программ повышения квалификации. Уже сейчас понятно, что среди них будут программы по обучению территориальному лидерству, по преподаванию истории родного края, по подготовке специалистов медиасферы. Более 50 000 онлайн-просмотров наших мероприятий говорит о высоком интересе к прозвучавшим на форуме темам. Я уверена, что форум сохранит статус традиционного мероприятия, и к этим актуальным вопросам мы еще не раз вернемся», — подчеркнула директор Корпоративного университета московского образования Маргарита Русецкая.

Эксперты обсудили ключевые для педагогического сообщества вопросы обновления методик обучения, повышения квалификации, подготовки новых востребованных кадров, создания современной образовательной среды. Большой отклик у педагогов вызвали мероприятия по наставничеству, территориальному лидерству, преподаванию истории Москвы, развитию школьных библиотек, инженерного образования, подготовке учителей истории и обществознания, математики и другие темы.

Москвоведение — отдельный предмет или модуль в истории, географии, литературе? В рамках форума обсудили, как вернуть москвоведение на достойное место в школы, колледжи и вузы, в науку. Эксперты секции пришли к выводу о необходимости объединения усилий учреждений культуры, школ, вузов для продвижения этого направления. «Сейчас москвоведение присутствует только в дополнительном образовании, хотя многие регионы пошли по другому пути и в их обязательной школьной программе есть уроки, связанные с историей своего края. Пока наша дискуссия не пришла к какому-то окончательному выводу. Я прекрасно понимаю моих коллег-педагогов и директоров школ, которые напоминают, что ученики и так перегружены. Тем не менее я думаю, что точку пока ставить рано, нужно рассматривать разные варианты. Москвоведение должно жить», — подчеркнул заместитель Председателя Московской городской Думы, руководитель рабочей группы по вопросам москвоведения и развитию парламентской библиотеки МГД Степан Орлов.

Учителя информатики в настоящее время готовят инженерные классы, ведут занятия для проектов «IT-полигон», «IT-вертикаль», для которых, помимо стандартной программы, надо преподавать специфические курсы, такие как: робототехника, 3D моделирование, прототипирование, схемотехника, искусственный интеллект, Big Data и т. д. Для такого количества программ учителей информатики не хватает, и эксперты секции «Информатика в предпрофессиональных классах» предложили обратиться к вузам для привлечения преподавателей на эти спецкурсы.

Чему учителя разных поколений могут научить друг друга? Идея реверсивного (обратного) наставничества обсуждается в Москве около года, и за этот период сложилось заинтересованное в новой модели сообщество людей. «Результатом работы секции стало начало создания модели — интерактивной схемы в виде ментальной карты, на которой представлено круговое проектное взаимодействие представителей разных поколений, иногда педагогических и иных династий, работающих и обучающихся в одной школе, с обязательным учётом экспертной позиции молодых специалистов, студентов педвузов и учеников старших классов и основной школы. Минимизация рисков цифрового и, что важнее, культурологического разрыва между поколениями — важное направление развития столичного образования», — заявила доцент дирекции образовательных программ МГПУ Ольга Мачехина.

Обновление содержания образования, образовательных практик и форм обучения порождает методологические и методические вызовы, которые мотивируют к профессиональному развитию учителей истории и обществознания. Участники секции, посвященной этим вызовам, пришли к выводу, что необходимо актуализировать сообщество учителей истории и обществознания и провести городскую конференцию для определения оптимальных ресурсов работы в наиболее востребованной при выборе ГИА-11 предметной области.

Главный вывод, к которому пришли абсолютно все слушатели секции, посвященной работе школьных библиотек, состоит в том, что школьная библиотека нужна детям. «Причём просторная и желательно в каждом здании учебного комплекса. Также при всеобщей цифровизации справедливо сохранить вариативность книги в виде печатного издания путём небольшого, но непрерывного пополнения основного фонда школьных библиотек современной художественной литературой, желательно из централизованного источника или по аналогии с комплектованием учебного фонда», — отметила президент Ассоциации библиотекарей образовательных учреждений города Москвы Елена Яновская.

Эксперты круглого стола по математике пришли к выводу, что курс математики одиннадцатого класса устроен так, что во втором полугодии происходит повторение пройденных тем и закрепление базовых навыков, необходимых для продолжения образования в вузе или их применения в жизни. В этом отношении подготовка к ЕГЭ по математике, как профильного, так и базового уровней, является сама по себе хорошим повторением. «У учителей математики Москвы есть много качественных инструментов для того, чтобы каждый выпускник школы получил возможность пройти разноуровневый и полноценный курс повторения в своей школе. Это материалы МЭШ, открывающиеся в скором времени ресурсы цифрового учебника „Гиперматика“, хорошо зарекомендовавшие себя в подготовке ребят к диагностике по функциональной грамотности, и практикумы», — рассказал председатель Ассоциации учителей математики города Москвы Павел Самсонов.

Участники секции «Современные направления развития технологического образования» поговорили о том, как привлечь к техническому творчеству школьников всех возрастов. Для этого, по их мнению, необходимо обеспечить непрерывность изучения предмета «Технология» с 1 по 11 класс и подготовить Московскую олимпиаду школьников по технологии.

Партнерами форума выступили Высшая школа экономики, Московский городской педагогический университет, Московский центр качества образования, MediaLabTeam, Международная ассоциация студенческого телевидения, Российское историческое общество, Московский центр «Патриот. Спорт», Обрсоюз.

Записи трансляций мероприятий доступны на сайте форума.

Больше новостей

Дополнительное образованиеФестивальСпортПобедителиНаукаРодителиПрофориентацияКнижная полкаПатриотыПсихологияКнигиСтаршеклассникиЧтениеВыставкиНовинки МЭШМЭШСервисы МЭШСоветы психологовМосОбрИсторияИнтервьюВолонтерыФинансовая грамотностьАрктикаБуллингМУФОГЭКиберспортТурнирМетанавыкиБольшая учительская неделяТалантСтудентыНачальная школаЭкзаменыУчитель годаТестыДвижение первыхДошкольникиДневник МЭШДень учителяСоветы родителямВоспитаниеМастер-классПрактикиУчебный день в музееКадетыМедиаклассИнновации в образованииРобототехникаГеографияГТОПремияПодкастыТеатрыФорумФорум социальных инноваций регионовПитание в школахШкола старшеклассниковМолодые ученыеРазговоры о важномТворчествоКонцертЭкологияМосквенокВыпускникиИТ-классПредпринимательский классИнженерный классМедицинский классВоспитатель годаВоспитателиЭлектронные книгиПриемная кампанияВебинарВикторинаЛига ЗнанийУченикиПредпринимательская культураНаградыЗдоровьеГИАЧемпионатПрактикаСоветы врачейРодительский комитетСредняя школаАкадемический классКурчатовский классПедагогический классОфициальноВыпускнойДень отцаCOVID-19ПервоклассникиСоцсетиКадетские классыродной языкВакцинацияЗаконопроектФООППроверочные работыВПРЮбилейвзаимообучение городовгероиРоссияИнновацииКвестыЗвезды читают стихиМузыкаАнтарктикаДетиКиноЭкскурсииИгрыСоревнованияМосква 2030Инклюзивное образованиеБезопасностьГоспитальные школыГлавархивУправляющие советыкружкипрофессии