У эвенков, нанайцев и якутов новый год начинается в дни летнего солнцестояния, а именно — в конце июня. Люди разводят костры, на деревьях развешивают цветные ленты, задабривают духов, оставляя им угощение в специальных местах. У этих народов принято на праздник исполнять круговые танцы (хороводы), тоже имеющие глубокое символическое значение.
У поморов, проживающих в Архангельской области, традиционный новый год начинался 14 сентября, когда рыбаки возвращались с промысла, а на берегу заканчивался сбор урожая. Одним из наиболее ярких событий праздника и сегодня является зажжение новогоднего плавучего Маяка. Под звуки колокола процессия лоцманов, окруженная факельщиками, направляется к Северной Двине, а колокольный звон извещает горожан о начале церемонии проводов старого года. Когда на водной глади вспыхивает зажженный лоцманами маяк, выстрел из пушки возвещает, что пришла осень и наступил поморский Hовый год.
Традиция с приближением осени зажигать маяки уходит своими корнями в глубокую древность. Мореходам было сложно ориентироваться в темноте, поэтому с окончанием белых ночей в поморских селениях на берегу зажигали импровизированные маяки.
Многие осетины (да и не только они) в семейном кругу собираются в ночь с 13 на 14 января. Как вы знаете, это новый год по старому стилю. Среди ритуальных новогодних блюд самым важным считается большой круглый пирог, символизирующий солнце. Во время приготовления в него кладут монету: кому достанется кусок с монетой, того ждет богатство.
За столом старший в семье произносит молитву, в которой высказывает разные пожелания для грядущего года и благодарит святых за прошедший год, каков бы он ни был для семьи.
Удмурты отмечают Новый год со всей страной, а вот обряды у них особенные. В древности этот народ верил, что переход к новому году — время активности злых духов. Чтобы их отпугнуть, люди надевали одежду наизнанку и покрывали свои лица сажей. Ряженые были символом защиты и удачи, приносящим семьям благополучие и богатый урожай. Их приглашали в каждый дом, чтобы порадовать праздничными угощениями. Сегодня переодевание в ритуальную одежду на Новый год стало своеобразным искусством. Каждый ряженый создает свой уникальный образ, отражающий его творческую индивидуальность. Напоминает карнавал, не правда ли?
Народ мари (Республика Марий Эл) встречает Новый год («У Ий Пайрем») вместе со всей страной, в ночь с 31 декабря на 1 января. Также в период зимнего солнцестояния (с 22 декабря) марийцы отмечают обрядовый праздник Шорыкйол, направленный на обеспечение благополучия семьи, хозяйства, увеличение будущего урожая и числа домашних животных. В эти дни утром и вечером в каждой семье совершаются обряды, которые восходят к глубокой древности. Во время праздника нельзя стирать белье, шить и вышивать. Фирменное новогоднее блюдо мари — это кыравец: пирог, начиненный крупой и несколькими видами мяса.
1 февраля буддисты страны, а больше всего их в Бурятии, встречают наступление нового года по лунному календарю. В Бурятии этот праздник длится целый месяц и называется Сагаалган, что переводится как «Белый месяц». Сагаалган уходит корнями в древние национальные традиции монгольских народов. Сагаалган связан с обновлением человека и природы, очищением от всего плохого и надеждой на счастье и благополучие.
В России Белый месяц широко празднуется в Бурятии, Калмыкии, Туве, в Алтайском и Забайкальском краях. Для жителей этих регионов первый день восточного Нового года традиционно объявляется нерабочим, а весь последующий месяц сопровождается народными гуляньями, музыкальными и гастрономическими фестивалями. По легенде, в первый день Белого месяца в каждый дом заходит божество Балдан-Лхамо, которое пересчитывает жителей дома и приносит каждому счастье. Поэтому принято вставать очень рано, чтобы не проспать свою удачу на будущий год. После пробуждения буддисты молятся, делают подношения богам и отправляются на торжественный молебен. А потом — ходят в гости, одаривая родственников подарками. В дни Сагаалгана традиционно совершают еще один обряд — запуск Хий Морина, или «коня ветров». Флажки из ткани с изображением животных-покровителей привязывают на крышу дома или к дереву так, чтобы они развевались на ветру. По поверьям, Хий Морин защищает домочадцев от несчастий и болезней, несет счастье и достаток.
Для многих народов Новый год — это начало нового природного цикла. Вот и для татар одним из важных праздников остается Навруз — день пробуждения природы. Он отмечается в конце марта. В ожидании праздника на блюде высеивают пшеницу. Ее ростки притянут в дом изобилие.
Больше новостей