В Москве на протяжении 12 лет действует эффективная система оплаты труда, основанная на едином для всех школ Москвы нормативно-подушевом финансировании. Базовой единицей, определяющей гарантированную часть оплаты труда учителя, является «ученико-час». Это означает, что зарплата учителя определяется не только его учебной часовой нагрузкой, но и количеством учеников в классе. Такая система максимально справедливо определяет трудовую нагрузку учителя.
Новые вызовы в системе образования требуют дальнейшего развития и актуализации системы оплаты труда. Президент России Владимир Путин поставил задачу по совершенствованию механизмов оплаты труда, ее справедливому распределению и повышению гарантированной части.
Департамент образования и науки города Москвы совместно с профессиональным сообществом проработали и утвердили механизмы, направленные на развитие системы оплаты труда. Данные подходы были поддержаны профсоюзной организацией работников образования.
Во-первых, установлен единый минимальный размер ученико-часа во всех школах города с одновременным его повышением до 35 рублей. Ранее минимальное значение ученико-часа составляло 18 рублей. Таким образом, у 49 тысяч учителей увеличивается стоимость ученико-часа, и как следствие гарантированная часть оплаты труда. При этом почти у 10 тысяч учителей это значение увеличивается более, чем на 30%.
Этим решением также минимизируются риски субъективных изменений гарантированной части оплаты труда на уровне школы. Такой справедливый и прозрачный механизм позволяет учителям четко понимать свой гарантированный доход.
Во-вторых, унифицируются правила начисления предметных коэффициентов. Ранее школы самостоятельно определяли разные доплаты за сложность предмета и проверку тетрадей, а в каких-то учебных организациях эти доплаты и вовсе отсутствовали. В новых рекомендациях с учетом анализа практик школ и мнения профессионального сообщества определены минимальные предметные коэффициенты, включающие трудозатраты за проверку письменных работ, сложность предмета, учет наличия большого объема практических работ, требующих подготовки учителем и другие факторы.
Благодаря такому решению директора школ смогут самостоятельно определять приоритет своей образовательной организации в привлечении и сохранении лучших педагогических кадров. Это позволит школам успешно конкурировать на рынке труда с крупными компаниями, включая востребованные сферы, такие как информационные технологии, инженерия и банковский сектор. Кроме того, это может стимулировать молодых специалистов выбирать педагогическую деятельность в московских школах.
В-третьих, Москва разработала новый подход к распределению стимулирующих выплат.
В первую очередь, стимулирующие выплаты педагогам будут связаны с результативностью обучения школьников. Сегодня московское образование уже сделало качественный шаг в направлении прозрачной оценки работы каждого педагога, основанной на больших данных образовательных результатов детей —независимой диагностики, ОГЭ и ЕГЭ.
Кроме того, появляется коллективное участие в распределении стимулирующих выплат. Теперь 70% выплат распределяется самими педагогами, которые в каждой школе организованы в профессиональные предметные объединения, и согласовываются с Управляющим советом школы.
Принцип коллективного участия в распределении стимулирующих выплат будет способствовать развитию профессионального диалога между педагогами. Совместное участие учителей в реализации нового подхода к оплате труда на уровне каждой школы будет способствовать чувству общей ответственности за результаты обучения детей. Распределение дополнительных средств по предметным объединениям создаст равную заинтересованность педагогов в результатах каждого ребенка на протяжении всей его образовательной траектории.
Важно отметить, что педагоги продолжат получать доплаты за работу с детьми с инвалидностью и ОВЗ, подготовку и проведение ГИА, управление методическими объединениями и иные выплаты.
Введение новых подходов гарантирует учителям заработную плату не ниже существующей при условиях сохранения учебной нагрузки. Развитие системы оплаты труда осуществляется одновременно с существенным увеличением финансирования системы московского образования.
Больше новостей