Инклюзивное образование в России развивалось постепенно. В советское время дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) часто обучались в специальных школах-интернатах. С начала 1990-х годов система реформировалась, и большинство ребят стали учиться в общеобразовательных школах.
Учебные программы адаптируются под особенности развития, формируется безбарьерная и безопасная среда, во многих школах ребятам с особыми образовательными потребностями помогают учиться тьюторы. Немаловажную роль в развитии инклюзии играют общественные организации.
Создание дружелюбной и поддерживающей атмосферы в классе зависит не только от школы и педагогов, но и от самих учеников. Дети зачастую не знают, как правильно общаться с одноклассниками, которые в чем-то не похожи на них, имеют физические или ментальные особенности.
Илья Федоров, студент 3 курса факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и выпускник Школы-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, опираясь на свой опыт и знания, дает несколько советов, которые помогут школьникам лучше понять и поддержать своих одноклассников с ОВЗ.
«Мне во время моей адаптации в университете очень помогли мои одногруппники, их открытость и интерес ко мне помогли стать нам настоящими друзьями. Сейчас мы с ними часто проводим время, ходим в кино, гуляем и получаем удовольствие от общения без преград», — отметил Илья.
- Проявляйте терпение и понимание
-
Каждому необходимо разное количество времени, чтобы влиться в коллектив и наладить со всеми контакт.
-
- Изучите информацию об особенностях одноклассникаЭто поможет лучше понять, что он или она чувствует, как воспринимает мир. А значит — вам будет легче понять его и наладить контакт.
-
- Помогайте, когда это действительно необходимоЕсли видите, что одноклассник нуждается в помощи, предложите её. Но не навязывайте. Например, если ваш новый одноклассник дольше поднимается по лестнице — то предложите ему помощь. Но не тащите за руки или за плечи, а, чтобы ему было комфортнее, просто пройдитесь рядом и поговорите.
-
- Общайтесь на равных и умейте слушатьСлушайте, что говорит ваш одноклассник, и будьте чуткими к словам и эмоциям. Если видите, что какие-то вещи его или ее задевают, не развивайте тему. Избегайте покровительственного тона, старайтесь быть на равных.
-
- Будьте дружелюбными и открытымиСоздавайте теплую атмосферу в классе, чтобы все дети без исключения чувствовали себя частью коллектива. Очень здорово проводить вместе время вне школы: ходить вместе в парк или в музей (лучше выбирать инклюзивные пространства).
-
- Не судите по внешностиФизические ограничения возможностей здоровья не определяют личность человека. Оценивайте одноклассника по его поступкам, суждениям и личным качествам.
-
- Участвуйте в инклюзивных мероприятияхВключайтесь в совместные проекты, события, которые сплотят всех учеников. Это поможет лучше узнать друг друга, раскрыть таланты и укрепить дружбу.
-
- Не делайте акцент на ограниченияхСтарайтесь акцентировать внимание на общих интересах и увлечениях, а не на особенностях или физических различиях.
-
- Проявляйте инициативуПридумывайте и предлагайте совместные занятия, которые будут интересны и доступны для всех учеников. Например, можно выбрать настольную игру, которая будет интересна всем, или придумайте маршрут прогулки по парку.
- Соблюдайте правила этикиУважайте личные границы и особенности вашего одноклассника. Не допускайте насмешек и дискриминации, будьте этичны по отношению к другим ребятам вне зависимости от их внешности или других особенностей.