Главная / Что нового? / Новости

Нейропилотирование, кибербезопасность и раннер: как прошел фестиваль «Войти в Айти» на ВДНХ

10 апреля 2024
Нейропилотирование, кибербезопасность и раннер: как прошел фестиваль «Войти в Айти» на ВДНХ
Фото: О. Сосницкого. Mos.ru
Рубрики:    В городе Профессии Тренды
Запрограммировать нейросеть, побывать на пробных уроках в колледжах и задать вопросы потенциальным работодателям — такую возможность получили школьники на фестивале «Войти в Айти».

Запрограммировать нейросеть, побывать на пробных уроках в колледжах и задать вопросы потенциальным работодателям — такую возможность получили школьники на фестивале «Войти в Айти».

В Москве до 14 апреля проходит масштабное мероприятие «Весна! Фестиваль колледжей». Это своего рода неделя открытых дверей. Ежедневно на одной из столичных площадок представители средних профессиональных учебных заведений и потенциальные работодатели общаются со школьниками и их родителями, рассказывают о перспективных профессиях, проводят мастер-классы и интерактивные экскурсии. Каждый день посвящен отдельной теме: кулинарии, творчеству, строительству, приборостроению, индустрии красоты, информационным технологиям (ИТ).

На ВДНХ в павильоне № 19 «Атом» состоялся диджитал-фест «Войти в Айти». Здесь собрались руководители, преподаватели и студенты девяти московских колледжей, а также школьники, выбирающие будущую профессию, и сотрудники компаний, работающих в сфере информационных технологий. Всего более трех тысяч человек. О том, можно ли включить чайник силой мысли, как разоблачить хакеров и какая игра помогает выбрать специальность, — в нашем репортаже.

Площадка для будущего

Павильон «Атом» на ВДНХ — подходящая площадка для диджитал-феста: снаружи — стеклянный куб, чем-то напоминающий экран компьютера, внутри — фантастические колбы, светящиеся синим цветом, магнитные маятники в непрерывном движении, инсталляция в виде огромного голубого глаза, который поворачивается в разные стороны и будто наблюдает за происходящем. Сама экспозиция настраивает на мысли о технологиях будущего. Помогает в этом и робот Миша, который встречает в холле и желает хорошего дня.

Мастер-классы и встречи с представителями колледжей проходят на четырех этажах, посетители то поднимаются, то спускаются по эскалаторам, из-за чего возникает ощущение компьютерной игры: нужно преодолеть несколько уровней, чтобы стать победителем. Впрочем, в этой игре выигрывают все.

«На фестивале представлено девять столичных колледжей, в которых обучают информационным технологиям. Студенты подготовили мастер-классы по своим разработкам, чтобы показать абитуриентам: каждый сможет овладеть такими навыками, когда поступит учиться. Для самих студентов это тоже практика и опыт, к тому же они делятся со школьниками собственным мнением о профессии, рассказывают, как планируют построить карьеру, вдохновляют их. В павильоне чувствуется потрясающая энергия, все заряжаются друг от друга позитивом и уходят с новыми открытиями.» Юлия Соколина, директор колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26, один из организаторов диджитал-феста

Сила мысли

Мы спускаемся на минус второй этаж и попадаем в просторный зал, где по всему периметру расставлены столики, кресла, скамейки. Каждый уголок отведен определенному колледжу. Студенты и преподаватели, которые, кстати, кажутся ровесниками, оживленно беседуют со школьниками. Одни вместе собирают на мониторе из отдельных пазлов кота, другие сваривают на мини-станке размером с ноутбук тонкие медные проволочки для кабеля. «Можем изготовить даже такой кабель, который прокладывают по дну океана, чтобы обеспечить коммуникацию между континентами. У нас этому учат», — с гордостью сообщает студент колледжа связи № 54 Дмитрий Пешков.

Ребята из Московского колледжа бизнес-технологий тестируют нейропилотирование — управление техникой силой мысли. На головы участников эксперимента надевают ободки с датчиками и запускают на компьютере тренажер концентрации внимания. «Сфокусируйтесь на каком-нибудь из летающих по экрану шариков и не спускайте с него взгляд. При этом важно ни о чем другом не думать», — инструктирует преподаватель Олег Задбаев. Если шарики на экране образуют облако и не разлетаются, значит, концентрация внимания высокая. Не получилось — нужно тренироваться. В учебе пригодится.

«Новейшие нейроинтерфейсы способны реагировать на мысль человека. Наши студенты сейчас работают над тем, чтобы таким образом приводить в движение любую технику, в том числе бытовую. Скоро достаточно будет подумать: «Чайник, включись!» — и он сам нагреет воду. Школьники, которые придут к нам учиться, тоже смогут внести свой вклад в разработку.» Олег Задбаев, преподаватель Московского колледжа бизнес-технологий

Параллельно пара семиклассников исследует, насколько четко нейросеть может считывать мысль. Школьник Артем Худяков показывает нам распечатанную картинку со светящимся автомобилем, а его друг Василий Суворов — с угрюмым мужчиной в очках, который в полумраке склонился над клавиатурой. «На нас надели датчики и попросили сосредоточиться на образе. Я представил себе машину и неоновые огни, а Василий — ИТ-разработчика. И вот что получилось», — улыбается Артем Худяков.

Фото О. Сосницкого. Mos.ru

Мальчики пришли сюда, чтобы определиться, какое направление информационных технологий им ближе. Артем Худяков выбирает между аналитикой и программированием, а Василий Суворов хочет собирать компьютеры.

Распознать цветок и захватить флаг

В стеклянной лаборатории третьего этажа — «Атомариума» — под круглым потолком с точечными лампами, похожим на пульт управления, школьники вникают, чему еще можно научить нейросеть. Мастер-класс продолжительностью 45 минут, приближенный к реальному занятию, проводят студенты колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26.


«Мы обучаем нейросеть различать цветы. Сначала создали базу данных, в которую включили фотографии роз, ромашек, тюльпанов и других растений. Теперь задача ребят — составить алгоритм, при котором нейросеть сможет по картинке определить, какой цветок изображен, и назвать его. Подобные технологии уже используются в медицине: умные приборы, исследовав организм человека, выявляют патологии. Всему этому учат в нашем колледже, в похожих лабораториях.»
Александр Столыпин, студент второго курса колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26

Этажом ниже школьники погружаются в атмосферу захватывающего экзамена — решают задачки по информационной безопасности. Этот квиз называется CTF (Capture the Flag) — «Захвати флаг». Под флагом в программировании понимается ячейка памяти, в которой хранится код, открывающий доступ к информации. Его можно зашифровать в картинку с милым котиком, чем нередко пользуются хакеры и мошенники. Человек открывает картинку на смартфоне или компьютере, активирует код, и все его данные попадают в чужие руки. Игра CTF учит находить такие флаги и обезвреживать их. Некоторые приходят сюда целым классом и, сев за ноутбуки, соревнуются друг с другом на скорость, а кто-то в одиночку пробует свои силы.

Защита данных сейчас особенно актуальна, и этой теме в нашем колледже посвящено отдельное направление. Но мы понимаем, что в эпоху игр подростки с трудом воспримут скучную и статичную информацию, поэтому даем знания студентам в форме головоломок и ребусов. Богдан Боклач, преподаватель колледжа связи № 54

Правильная траектория

Тем временем в лектории каждый час читают лекции представители крупных компаний в сфере ИТ. Среди тем — «Какую специальность выбрать», «Профессии будущего», «Карьерные возможности для начинающих специалистов». Получив информацию, ребята поднимаются на «высший уровень»: этаж, который называется «Аллея знаний». Здесь они могут пообщаться с теми, кто, вероятно, однажды станет их работодателями.

На этом этаже-галерее расставлены мотивирующие стенды, а рядом за столиками сидят менеджеры фирм, готовые сотрудничать с колледжами и принимать на стажировку студентов.

«У нас два проекта для студентов колледжей: „Астра-стипендия“ и „Астра-карьера“. Еще в процессе учебы ребята получают от нас задание по разработке. Те, у кого это получается, попадают в нашу команду на стажировку и получают стипендию. А после выпуска мы помогаем им трудоустроиться к партнерам, которые приобретают нашу операционную систему», — говорит руководитель направления по работе с колледжами компании «Астра» Екатерина Писчасова.

А фирма «Редсофт», которая тоже занимается созданием альтернативы известной операционной системы, активно сотрудничает с колледжами в подготовке специалистов: ИТ-эксперты помогают учебным заведениям составлять образовательную программу, проводят для студентов мастер-классы и с этого года будут выплачивать стипендию самым успешным.

Если кто-то после общения с работодателями все равно не определился, куда двигаться дальше, студенты колледжа автоматизации и информационных технологий № 20 предлагают сыграть в профориентационную компьютерную игру, которую впервые представили на фестивале «Войти в Айти».

«Это раннер: во время игры нужно бежать дистанцию, преодолевать препятствия и по пути собирать инструменты, необходимые в той или иной профессии. Например, графический дизайнер ищет планшеты и краски. Когда все собрано, уровень пройден, школьник получает полную информацию о специальности и может сделать вывод, насколько ему это интересно. Игра доступна на нашем портале и в телеграм-канале. Причем мы не агитируем поступать именно к нам, речь идет обо всех московских колледжах информационных технологий. Главное — сделать правильный выбор жизненной траектории.»
Таибат Рзаева, студентка колледжа автоматизации и информационных технологий № 20

«Весна! Фестиваль колледжей» продолжается. Вход на площадки бесплатный, но предварительно нужно зарегистрироваться на сайте мероприятия.

Кроме того, узнать о востребованных профессиях, которым обучают в столичных колледжах, можно в разделе «Атлас профессий» на портале «Школа.Москва», в телеграм-канале «Московское образование» и одноименной группе в социальной сети «ВКонтакте».

Больше новостей

Дополнительное образованиеПобедителиФестивальСпортПрофориентацияНаукаРодителиКнижная полкаПатриотыПсихологияКнигиСтаршеклассникиЧтениеВыставкиНовинки МЭШМЭШСервисы МЭШСоветы психологовМосОбрИсторияИнтервьюВолонтерыФинансовая грамотностьАрктикаБуллингМУФОГЭКиберспортТурнирМетанавыкиБольшая учительская неделяТалантСтудентыЭкзаменыНачальная школаУчитель годаТестыДвижение первыхДошкольникиДневник МЭШДень учителяСоветы родителямВоспитаниеГТОМастер-классПрактикиУчебный день в музееКадетыМедиаклассИнновации в образованииРобототехникаГеографияПремияПодкастыТеатрыФорумНовостиФорум социальных инноваций регионовПитание в школахШкола старшеклассниковМолодые ученыеРазговоры о важномТворчествоКонцертЭкологияМосквенокВыпускникиИТ-классПредпринимательский классИнженерный классМедицинский классВоспитатель годаВоспитателиЭлектронные книгиПриемная кампанияВебинарВикторинаЛига ЗнанийУченикиПредпринимательская культураНаградыЗдоровьеГИАЧемпионатПрактикаСоветы врачейРодительский комитетСредняя школаАкадемический классКурчатовский классПедагогический классОфициальноВыпускнойДень отцаCOVID-19ПервоклассникиСоцсетиКадетские классыродной языкВакцинацияЗаконопроектФООППроверочные работыВПРЮбилейвзаимообучение городовгероиРоссияИнновацииКвестыЗвезды читают стихиМузыкаАнтарктикаДетиКиноЭкскурсииИгрыСоревнованияМосква 2030Инклюзивное образованиеБезопасностьГоспитальные школыГлавархивУправляющие советыкружкипрофессииЯрмарка