В составе служб — педагоги и школьники, прошедшие обучение восстановительным технологиям. За помощью может обратиться любой участник образовательного процесса. В прошлом году с помощью школьных служб примирения (ШСП) разрешили почти две тысячи конфликтных ситуаций, а участниками программы стали около 3800 учеников.
Службы создают в качестве еще одного ресурса для формирования психологически безопасной и комфортной образовательной среды. С каждым годом количество ШСП в Москве растет: сейчас они созданы в 483 школах города.
«Создавая службу примирения, школа встает на путь мирного и конструктивного разрешения спорных ситуаций и формирования культуры бесконфликтного общения. Одна из наших главных задач — повышение качества работы таких служб. На ежемесячных обучающих семинарах эксперты в области восстановительного подхода передают свой опыт кураторам служб примирения, разбирая случаи из реальной школьной жизни», — отметил руководитель городской службы примирения Городского психолого-педагогического центра Москвы столичного Департамента образования и науки Антон Коновалов.
При разрешении конфликтов представители службы примирения используют восстановительный подход — один из способов урегулирования разногласий. Он сочетает техники конструктивного общения: активное слушание, я-высказывание и другие. Также помогает восстановить нарушенную коммуникацию и взаимопонимание. Кроме того, восстановительный подход предполагает, что нейтральный посредник — ведущий восстановительных программ — организует встречу для участников спора. Предварительно он обсуждает с ними нюансы сложившейся ситуации, и только когда каждая сторона дает добровольное согласие сесть за стол переговоров, проводится примирительная встреча.
Цель таких встреч — не только разрешение конкретной конфликтной ситуации, но и налаживание отношений между ее участниками в целом. Специалисты ШСП развивают в детях взаимопонимание, сочувствие, учат их умению поддержать другого, конструктивно решать споры и прогнозировать последствия своих действий.
«За столом переговоров каждый участник может проговорить свои чувства и переживания относительно сложившейся ситуации. Стороны обсуждают пути решения и договариваются, как будут действовать дальше, какой вклад в разрешение ситуации внесет каждый. Важно, что посредник не дает никаких советов. Если встреча проходит из-за ситуации, когда был причинен ущерб, то в обязательном порядке обсуждается, каким образом обидчик может этот ущерб компенсировать», — сообщила Елена Женодарова, специалист городской службы примирения.
В составе школьных служб примирения — педагоги и ученики, прошедшие обучение восстановительным технологиям. За помощью может обратиться любой участник образовательного процесса. Споры, которые чаще всего приходится разрешать школьным службам примирения, касаются взаимоотношений между учениками, а также между детьми и педагогами.
При возникновении конфликта ученик или учитель могут обратиться за помощью к куратору школьной службы примирения или любому из членов команды, в том числе школьнику-волонтеру. Присутствие школьников-волонтеров в службе важно, поскольку часто в поддержке нуждаются именно ученики и сверстники.
В 2022 году в Москве внедрили единые городские требования к деятельности школьных служб примирения. Одной из приоритетных задач на 2023-й стало развитие детского волонтерского движения. В мае в Москве пройдет форум детей-волонтеров, участвующих в работе служб примирения. Там презентуют достижения клубов, к которым принадлежат участники. Дети познакомятся с трендами восстановительного подхода и обсудят пути развития волонтерского движения.
Подробная информация о том, как создать школьную службу примирения, а также все нормативные документы, записи вебинаров и полезные ссылки размещены на сайте Городского психолого-педагогического центра.
Больше новостей