Рождество — один из самых светлых и любимых праздников в России. Он отмечается 7 января. Как правило, в этот день все близкие собираются вместе за одним большим столом. Верующие начинают готовиться к празднику задолго до его наступления постом, а накануне и вовсе ничего не едят — пока не появится первая звезда. В ночь с 6 на 7 января в храмах совершается литургия. Как появился этот праздник, а также подробнее о традициях Рождества читайте в нашем материале.
Как появилось Рождество: история праздника
Фрагмент иконы «Рождество Христово» из церкви Рождества Христова в Подмонастырской слободе в Калязине. Последняя четверть XVIII в. Поволжье. Экспозиция Музея Андрея Рублева
Согласно описанным в Евангелии событиям, в этот день в небольшом городке Вифлееме произошло чудо — у Девы Марии родился Богомладенец. Случилось это в пещере, служившей стойлом для скота.
Дело в том, что в то время римский император Август приказал провести перепись населения. По правилам, каждый житель Иудеи должен был пройти перепись в городе, из которого происходил его род.
Род Марии и Иосифа происходил из Вифлеема, поэтому они вынуждены были отправиться туда из Назарета. Найти место для ночлега в городе им не удалось, поскольку туда съехалось множество людей. Путникам пришлось приютиться в пещере — вертепе. Здесь и родился Спаситель Иисус Христос.
Колыбелью ему послужили ясли — так называлась кормушка для скота. Первыми новорожденного посетили пастухи, которые охраняли скот на поле близ Вифлеема. Им явился ангел в божественном сиянии и рассказал о рождестве Христовом.
Тогда на небе появилась новая, необыкновенно яркая Вифлеемская звезда. Следуя за ней, к Христу пришли волхвы — восточные мудрецы.
Согласно пророчествам, появление звезды означало время пришествия в мир Божьего Сына — мессии, которого ждал иудейский народ. Волхвы принесли новорожденному дары: золото, ладан и смирну. Золото было данью царю, ладан — даром Богу, а смирна — человеку, который должен будет умереть (смирна — благовонное масло, которым помазывали умерших).
Рождество Христово — величайший после Пасхи праздник, который служит началом и основанием для других православных праздников. После наступают Святки — двенадцать святых дней, в течение которых верующие прославляют Рождество Христово.
До IV века в восточной и западной церквях Рождество объединяли с праздником Крещения и отмечали 6 января.
В 337 году папа римский Юлий I утвердил 25 декабря как дату Рождества Христова, и представители многих конфессий празднуют его в этот день. 24 декабря, в сочельник, служат мессу, а в домах на полу и под скатертью раскладывают сено — как напоминание о хлеве и яслях, где родился Иисус. Русская, грузинская, сербская, иерусалимская и ряд других церквей празднуют Рождество 7 января.
Колядки, вертеп, сочиво: рождественские традиции в России
Подготовка к празднованию Рождества Христова у верующих начинается соблюдением сорокадневного поста, который длится с 28 ноября по 6 января.
До первой звезды
Это время особой духовной собранности, молитвы, работы над дурными склонностями. В дни Рождественского поста люди отказываются от мясных и молочных продуктов, яиц. Накануне праздника ничего не едят до появления первой звезды. Верующие готовят специальное блюдо — сочиво, которое делают на основе пшеницы и меда, отсюда пошло название «сочельник».
В ночь с 6 на 7 января христиане идут на рождественскую службу. В храмах совершается литургия святого Василия Великого. Поют песнопения Рождества Христова. В конце службы на середину храма выносят зажженную свечу, символизирующую Вифлеемскую звезду.
Патриаршее служение в Рождественский сочельник. Божественная литургия святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси
Рождественские дни на Руси всегда считались поводом для благотворительности: люди навещали больных и одиноких, раздавали еду и деньги бедным.
Патриаршее служение в праздник Рождества Христова. Великая вечерня в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси
Не гадают, но поют славления
А вот гадать на сочельник — традиция не христианская, а языческая. Александр Сергеевич Пушкин красочно описывал святочные гадания, но к христианам они не имеют никакого отношения.
Еще один языческий обычай — песни-колядки. Их распевали юноши и девушки, устраивая танцы игрища под окнами соседей и выпрашивая угощения. Этот обычай, некоторыми деталями схожий со славлением, долгое время прочно ассоциировался с Рождеством.
Фото Serrgey75/Shutterstock.com
Предновогодняя выставка-ярмарка «Рождественский подарок» в музее-заповеднике «Коломенское»; у задних (Спасских) ворот гостей встречает фольклорный ансамбль «Жаворонки». Автор — В.Х. Мариньо. Москва. 25 декабря 1994 г. Главархив Москвы
«Колядки». Пимоненко Николай Корнильевич. Конец XIX в. Херсонcкий областной художественный музей им. А. А. Шовкуненко
Рождественская открытка.со штампом «Императорский Московский и Румянцевский музей». Типография «Прогресс», 1915 г. Электронная библиотека РГБ
Славление — традиция исконно христианская. Зародилась она в IV веке при римском правителе Константине Великом. В России с первыми звуками благовеста процессия, возглавляемая патриархом, следовала во дворец славить Христа и поздравлять государя и членов царской семьи с Рождеством. В селах церковнослужители ходили по домам с молитвами и пением. Часто в обряде славления участвовали и простые люди, их называли славильщиками.
«Рождество Христово. Патриарх здравствует государя в Золотой палате» Бухгольц Ф.Ф. Гравюра Шюблера И.Я. Иллюстрация для журнала «Нива»
В XVII веке к традиционному обряду славления добавилось новшество — вертеп. Это особый переносной ящик, украшенный вертящимися плоскими куклами и звездами, в котором воспроизводились рождественские события. Позже вертеп мог быть кукольным, мог быть и живым, с участием актеров, а мог быть и статичной композицией с использованием фигурок из разных материалов.
Рождественский вертеп. Фото пресс-службы Новоспасского ставропигиального мужского Монастыря
Калач на столе и подарки близким
В Рождество начинались Святки, которые длились до Крещения. Считалось, что в этот период можно увидеть вещие сны. В святочные дни плохой приметой считался пустой стол, поэтому в каждом доме на нем лежал обрядовый калач, которым угощали приходивших колядовать.
Дарить подарки на Рождество — давняя традиция. Особенно это касается подарков детишкам: ведь даже традиция подарков от Деда Мороза или Санта-Клауса на Новый год берет свои истоки именно с многовековой рождественской традиции, согласно которой подарки детям на Рождество приносил святой Николай Угодник.
Рождественские открытки начала XX в. со штампом «Императорский Московский и Румянцевский музей». Электронная библиотека РГБ
Главным блюдом рождественского застолья считалось мясо: к празднику солили окорок, коптили ветчину, начиняли колбасу, готовили щи с бараниной и говядиной.
А еще пекли блины из овсяной муки — овес считался символом рождественских празднований. К блинам готовили пряженину — густую мясную подливу. На Рождество изготавливали пряники-козули. Их лепили руками в виде коров, овечек, козочек и оленей.
Запивали блюда и закуски традиционным сбитнем. Для детей его делали безалкогольным, взрослым же предлагали сбитень с пивом, бренди, водкой или вином.
Откуда взялась елка
Сама идея наряженного рождественского дерева пришла из Германии. Там был древний обычай украшать в лесу елку с помощью лоскутов и восковых свечей, возле такого дерева проводились различные обряды.
По мере крещения населения Германии многие обряды и обычаи стали наполнять христианским содержанием. Это коснулось и обычая наряжать елки, он был приурочен к Рождеству. Елочка официально стала рождественским деревом, ее также называли «деревом Клауса».
В России новогоднюю елку ласково называют лесной красавицей. Сегодня без этого дерева сложно представить традиционный праздник. Его увлекательная история в России охватывает более 300 лет.
«Святки и славление Христа при Петре Великом». Рисунок П.С. Загорского из журнала «Всемирная иллюстрация» № 677 от 1 января 1882 г. Издательство Германа Гоппе, Санкт-Петербург. Фото НЭБ
С 1700 года жители России, согласно указу Петра Первого, украшали фасады домов и дворы хвойными деревьями и ветвями. Но после смерти императора его рекомендации соблюдать практически перестали: на протяжении всего XVIII века хвойными деревьями и веточками украшали только питейные заведения.
К концу XIX века елки превратились в главное украшение и городских, и деревенских домов, а к началу XX века стали обязательным атрибутом зимних праздников.
Иллюстрация из Рождественского приложения к журналу «Всемирная иллюстрация» № 676 от декабря 1881 г. Издательство Германа Гоппе, Санкт-Петербург. Фото НЭБ
После Октябрьской революции елка находилась под запретом, и так продолжалось до 1935 года.
После традиция вернулась, и для детей по всей стране начали организовывать тысячи елок. В продаже появились деревья и елочные украшения. Однако теперь дерево становится атрибутом праздника Нового года, который как бы вытесняет Рождество.
На новогодней ёлке в Колонном зале Дома Союзов. Москва. Январь 1956 г. Фото М. Озерского. Главархив Москвы
Праздник обрастает новыми традициями, которые в общих чертах сохраняются до сегодняшнего времени. Обязательными гостями елки становятся Дед Мороз и Снегурочка. В финале праздника зимний волшебник раздает детям подарки. В современной России главной елкой называют ель, которую устанавливают на Соборной площади Кремля. Впервые это произошло в декабре 1996 года.
А как отмечаете Рождество вы? Поделитесь своими семейными традициями.
Больше новостей