В декабре мы все ждем новогоднего чуда и строим планы на долгие выходные. Дети уже пишут письма Деду Морозу и предвкушают получение подарков. У всех много забот, и чтобы не потеряться в этой круговерти дел, нам на помощь приходят традиции. Это такие островки стабильности, которые позволяют лучше понять и осознать, что происходит в нашей жизни и вокруг нас. Одна из традиций — подведение итогов уходящего года. Почему у многих людей возникает такое стремление, и как правильно резюмировать события 12 месяцев? Ответы на эти вопросы дали педагоги-психологи Городского психолого-педагогического центра столичного Департамента образования и науки Светлана Волгина и Екатерина Крупская.
Зачем мы подводим итоги года
Размышления об итогах года позволяют нам еще раз освежить в памяти прошедшие месяцы. Вспомнить, о чем мечталось в новогоднюю ночь, проанализировать, что получилось, а что реализовать не удалось. Так символически человек накануне Нового года как бы присваивает себе год прошедший, повышает свою значимость, обозначает вехи своей жизни и фактически связывает ее с прошлым и будущим, делает себя, свою жизнь и личность непрерывной. Благодаря этому появляется ощущение постоянного развития и самосовершенствования, движения к успеху. Это помогает нам быть более устойчивыми и терпимыми к разным жизненным перипетиям.
Как подвести итоги с дошкольником и младшим школьником
Детей важно учить подводить итоги года, формируя тем самым навык рефлексии. Для дошкольников и первоклашек хорошо подойдет формат игры. Например, поиграем в пресс-конференцию: пригласим на нее игрушки или наших домочадцев, подготовим импровизированный микрофон и вместе с ребенком будем рассказывать об итогах года, отвечать на вопросы «журналистов».
Для детей постарше можно сделать адвент-календарь, в котором будут задания на каждый день. Например, вспомнить самое вкусное блюдо, самые горькие слезы, самый большой успех в уходящем году, самый интересный фильм.
Можно изобразить события года образно и наглядно. Для этого нарисуйте вместе с ребенком елочку. Ее основание — это то, с чем ваш сын или дочь вошли в наступивший год. Ствол — знания, навыки и опыт, приобретенные за этот год. Ветки елочки — проекты, дела и задачи, которыми ребенок занимался. Свечки на ветках — волшебные и значимые моменты года, дающие силу и стремление двигаться вперед. Шарики на елке — все достижения уходящего года. Подарки под елкой — полученные материальные и иные блага. Звездочки над елкой — все сокровенные и тайные желания, которые хотелось бы загадать в новогоднюю ночь. Коробка со сломанными игрушками в стороне — неудачные проекты, сложные ситуации и несбывшиеся мечты.
Как подвести итоги с подростком
Подростки и взрослые могут оценить свой год по таким аспектам:
Желательно записать ответы и размышления, а планы на будущее можно оформить в виде рисунка или коллажа.
Важные принципы подведения итогов года
Не имеет значения, подводите вы итоги сами или помогаете это сделать своему ребенку, главное, чтобы это было добровольно. Не для галочки, а с удовольствием. Если в уходящем году были неприятные события, важно сделать акцент на том, что неудачный опыт — это тоже опыт. Он помогает нам в подобных ситуациях действовать более грамотно. Удачный же опыт повышает нашу самооценку, укрепляет веру в себя, мотивирует на дальнейшее развитие. Именно удачам, приятным событиям, успехам нужно постараться уделить максимум внимания, даже если событие не кажется таким уж значительным. Концентрация на позитиве и успехе помогут войти в наступающий год с хорошим настроением и достаточным запасом сил и мотивации.
По вопросам развития, обучения, воспитания детей родители могут обратиться за консультацией психолога Городского психолого-педагогического центра по телефону +7 (800) 250-11-91. Также можно заполнить онлайн-форму на сайте организации.
Школьники и студенты могут задать вопросы психологу в анонимном чате для подростков.
Информирование столичных учащихся и их родителей о психологических подходах к конструктивному общению, самореализации и проведению досуга способствует укреплению семейных отношений и повышению уровня самооценки и эффективности ребенка, а также соответствует целям проекта «Современное образование» национального проекта «Образование».
Больше новостей