Город уделяет большое внимание развитию электронных сервисов для учебы, строительству новых школ и детских садов, повышению уровня квалификации учителей, предпрофессиональной подготовке ребят и другим важным вопросам.
На заседании Президиума Правительства Москвы рассмотрели вопрос о реализации государственной программы «Столичное образование» в 2022 году и задачи на 2023-й. Приоритетные планы развития московского образования утвердил Сергей Собянин. Среди них:
Доступность образования
В 2022/2023 учебном году в столичной системе образования обучаются 1,6 миллиона детей.
Местами в дошкольных группах обеспечены все нуждающиеся в этом дети начиная с двух лет четырех месяцев. В абсолютном большинстве районов города есть возможность обучать малышей в дошкольных учреждениях начиная с двух лет двух месяцев.
За школьные парты в этом году сели свыше миллиона детей, в том числе около 119 тысяч первоклассников. При этом родители 95 процентов первоклассников выбрали для своего ребенка школу в районе проживания, это знак доверия к качеству городской системы образования.
Новые здания для школьников и дошкольников
В 2011–2022 годах столичная система образования получила 528 новых зданий: 156 школьных зданий на 93,2 тысячи мест и 372 здания для дошкольников на 65,3 тысячи мест.
В 2022 году первых учащихся приняли 20 школьных зданий и 36 детских садов. В каждом из них создана безбарьерная среда — обеспечен комфортный доступ для маломобильных граждан.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
В образовательных организациях Москвы обучаются более 31 тысячи детей-инвалидов.
Инклюзия — приоритетное направление развития столичной системы образования. Сегодня в школах инклюзивно обучаются 100 процентов детей-инвалидов, изъявивших такое желание.
В колледжах по всем специальностям, по которым разрешено обучение людей с ограниченными возможностями здоровья, созданы необходимые условия для получения профессии детьми-инвалидами.
В прошлом учебном году 147 детей с ограниченными возможностями здоровья стали победителями и призерами регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников (ВОШ).
Основные образовательные результаты
Результаты сдачи ЕГЭ по итогам 2021/2022 учебного года показали, что, несмотря на пандемию, качество знаний и конкурентоспособность московских выпускников продолжают оставаться на высоком уровне.
По итогам единого государственного экзамена в 2022 году 36,7 процента выпускников московских школ набрали 220 и более баллов по трем предметам (для сравнения: в 2010 году этот показатель равнялся 13,3 процента). Каждый восьмой выпускник был награжден московской медалью «За особые успехи в обучении».
Увеличилась доля выпускников столичных школ, поступающих в вузы на бюджетные места. Например, в 2022 году таких первокурсников в Российском университете транспорта (МИИТ) стало 39 процентов (в три раза больше, чем в 2010 году), в Московском физико-техническом институте — 34 процента (в 2,6 раза больше, чем в 2010 году), в Первом московском государственном медицинском университете имени И.М. Сеченова — 39 процентов (в 2,3 раза больше, чем в 2010 году).
Победителями и призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2021/2022 учебном году стали 1317 учащихся из Москвы. Каждая третья школа города подготовила призера ВОШ. Всего же на заключительный этап Всероссийской олимпиады вышли 2216 московских школьников.
В 2022 году на международных предметных олимпиадах московские школьники завоевали 41 награду: 19 золотых, 14 серебряных и восемь бронзовых медалей.
Международные исследования
Международные исследования демонстрируют высокий уровень знаний московских школьников.
По результатам международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA-2018 москвичи входят в тройку лучших в мире по уровню читательской грамотности, в топ-5 — по уровню математической и топ-6 — по уровню естественно-научной грамотности. Кроме того, столичные школьники заняли второе место по уровню финансовой грамотности и четвертое место в рамках исследования глобальных компетенций.
По результатам международного исследования компьютерной и информационной грамотности ICILS-2018 московские школьники вышли на второе место по уровню компьютерной и информационной грамотности.
По результатам международного исследования качества математического и естественно-научного образования TIMSS-2019 столичные четвероклассники занимают первое место по естественно-научной подготовке и пятое место по математической подготовке, а шестиклассники — четвертое место и шестое место соответственно.
В 2023 году должны быть представлены результаты исследования международного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS-2021.
«Московская электронная школа» и другие сервисы
Продолжается развитие «Московской электронной школы», в которой зарегистрированы 2,8 миллиона пользователей — это учителя, учащиеся и их родители. Они используют сервисы «МЭШ» более 4,5 миллиона раз в день.
В библиотеке «МЭШ» размещено свыше 57 тысяч электронных сценариев уроков, более 13 тысяч видеоуроков, 348 учебников издательств, 38 уникальных виртуальных лабораторий, более 80 тысяч тестовых заданий и свыше 174 тысяч интерактивных образовательных приложений.
В этом учебном году в библиотеке «МЭШ» появились новые виртуальные лаборатории по технологии, химии и физике. С их помощью школьники могут совершенствовать знания и навыки по предметам школьной программы. Популярность виртуальных лабораторий растет, и число обращений к ним уже превышает 1,1 миллиона. Также в электронной библиотеке «МЭШ» появилось 107 тысяч новых материалов от ведущих отечественных разработчиков, которые открывают дополнительные возможности для совместной творческой, проектной, исследовательской работы школьников и педагогов.
Новые возможности появились и в сервисе «Портфолио учащегося», где хранится информация о достижениях ребенка в учебе, дополнительном образовании, проектной и исследовательской деятельности. Так, теперь школьники и родители могут просматривать результаты обучения — видеть отметки по каждому учебному предмету, средний балл по пройденным темам, динамику успеваемости и другие данные. Также в «Портфолио учащегося» расширили информацию о достижениях школьников в сфере культуры и творчества благодаря данным, которые загружает в сервис Департамент культуры города Москвы.
С 1 сентября 2022 года у столичных педагогов появилось мобильное приложение «Журнал „МЭШ“» — новый удобный инструмент для работы, который всегда под рукой. С его помощью учителя школ имеют мобильный доступ к основным функциям электронного журнала: могут выдать домашнее задание или поставить отметку ученику и добавить к ней комментарий, просмотреть расписание и другое.
Также в новом учебном году начали плановую замену ноутбуков всех московских учителей, включая педагогов начальных классов. А в кабинетах информатики установили 50 тысяч новых моноблоков. Кроме того, безопасная бесплатная сеть вайфай появится в зданиях и помещениях начальной школы.
В 2023 году «МЭШ» стала основой для развития федеральной информационной системы «Моя школа», то есть столичные технологии и наработки теперь станут использовать во всех регионах России. Всем школам страны будут доступны электронный дневник и электронный журнал с мобильными версиями, библиотека электронных образовательных материалов, «Портфолио учащегося» и другие сервисы «МЭШ».
Предпрофессиональное образование
Московские школы продолжают вести предпрофессиональную подготовку по следующим направлениям:
С 1 сентября 2022 года открылось направление «Спортивный класс в московской школе», сегодня в проекте участвуют восемь школ и свыше 150 учащихся.
Также в 2022 году в рамках инженерного направления предпрофессиональной подготовки открылись авиастроительные классы в девяти школах (более 180 учащихся). Подготовкой будущих кадров занимается Московский авиационный институт в партнерстве с Объединенной авиастроительной корпорацией, госкорпорацией «Ростех» и другими высокотехнологичными предприятиями. В рамках инженерного, академического и кадетского направлений были открыты космические классы в 29 школах (более 700 учащихся). Вместе с госкорпорацией «Роскосмос» в проекте участвуют ключевые организации ракетно-космической отрасли и ведущие вузы.
В 2021/2022 учебном году предпрофессиональный экзамен сдавали свыше 15 тысяч человек. 18,8 тысячи учащихся приняли участие в предпрофессиональных конференциях. 2,5 тысячи человек завоевали возможность получить до 10 дополнительных баллов к результатам ЕГЭ при поступлении в вузы-партнеры.
С 1 сентября 2023 года в Москве начнет действовать новый единый стандарт предпрофессионального образования, он включает:
Дополнительное образование
В различных городских кружках и секциях занимаются более 1,3 миллиона детей — это свыше 89 процентов от общего числа юных москвичей в возрасте от пяти до 18 лет.
Во всех школах Москвы работают спортивные клубы, их посещают более 350 тысяч человек.
Кроме того, действует свыше 400 школьных театров и 1,7 тысячи театральных объединений, в которых занимаются более 57 тысяч детей.
Конкурсы профессионального мастерства
В 2022 году в финале X национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) сборная Москвы, как и в 2016–2021 годах, заняла первое место в общекомандном зачете, завоевав 269 наград: 176 золотых, 65 серебряных и 28 бронзовых медалей. Москвичи получили 28 процентов от общего числа наград и завоевали 52 процента золотых медалей.
На национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» Москва также стала лидером — столичные ребята завоевали 274 награды: 171 золотую, 65 серебряных и 38 бронзовых медалей.
Престиж педагогического труда
В 2022 году государственными наградами и наградами города Москвы были отмечены 669 педагогов. В их числе:
Педагоги, подготовившие победителей и призеров всероссийских и международных олимпиад, национальных чемпионатов профессионального мастерства, получают денежные поощрения от Правительства Москвы.
По результатам рейтинга вклада школ столицы в качественное образование московских школьников выбирают педагогов для поощрения грантами Мэра Москвы. Ежегодно из городского бюджета школам выделяется 220 грантов на общую сумму 3,85 миллиарда рублей.
Воспитание достойных граждан
Гражданско-патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти — неотъемлемая часть образовательного процесса.
В школах Москвы организовано более 1,1 тысячи музейных комплексов и музеев. Под патронатом школ и колледжей столицы находится свыше тысячи воинских захоронений, памятников и обелисков, установленных в честь героев войн.
Более 28 тысяч ребят обучаются в кадетских классах. В движении «Юнармия» участвуют свыше 36 тысяч московских школьников.
В Российском движении школьников участвуют свыше 60 тысяч москвичей, а в «Движении первых» — более 13 тысяч ребят (Москва — один из первых субъектов, где было создано региональное отделение).
В олимпиаде «Москва — столица многонациональной России» приняли участие свыше 10 тысяч человек.
Реализуются проекты «Мой район в годы войны» (более 53 тысяч участников), «Фронтовые театры в годы Великой Отечественной войны» (более 50 команд), «Вместе о Победе» (более 70 тысяч пользователей).
Также в 2022 году провели ряд образовательных, культурных и спортивных мероприятий: олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» и «История и культура храмов столицы» (свыше 164 тысяч участников), олимпиаду-сочинение «Не прервется связь поколений» (свыше 19 тысяч участников), проекты «Субботы московского школьника» (свыше 210 тысяч участников), «Московское кино в школе» (более 60 тысяч участников), фестивали «Театральный олимп» и «Эстафета искусств» (более 50 тысяч участников), «Готов к труду и обороне» (свыше 870 тысяч участников), «Президентские спортивные игры» (более 600 тысяч участников), «Президентские состязания» (более миллиона участников), соревнования по шахматам «Белая ладья» и «Пешка и ферзь» (свыше 20 тысяч участников).
Совместно с Музеем Победы организовали образовательно-исторический квест «Подвиг народа» (более 103 тысяч участников), образовательно-экскурсионный проект «Битва за Москву. Первая победа» (более 50 тысяч участников), интерактивная экскурсия «Путешествие в историю. Вера в Победу» (пять тысяч участников), дневной летний лагерь для детей в возрасте от восьми до 13 лет «Лето побед» (более 4,5 тысячи участников).
Желающие могли принять участие в проектах по повышению финансовой грамотности и предпринимательской культуры, среди которых Фестиваль финансовой грамотности и предпринимательской культуры в Москве (230 тысяч участников), чемпионат предпринимательских идей Business Skills (2,5 тысячи участников), чемпионат финансовых компетенций для старшеклассников FinSkills (3,8 тысячи участников), веб-квест «В мире финансов» (свыше 7,4 тысячи участников) и другие проекты.
Больше новостей