Тимур Санкин — наверное, самый известный из молодых игроков го в России. Он основал несколько федераций го в стране, жил в Китае несколько лет, чтобы постичь философию игры, сражался со знаменитым корейским мастером Ли Седолем. Его ученики выигрывают турнир за турниром, а он продолжает преподавать го в центре «Лидер» образовательного комплекса «Воробьевы горы».
В 2022 году Тимур Санкин прошел в финал Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям», и мы разговариваем с ним о тонкостях любимой на Востоке игры императоров и премьер-министров.
«Сегодня получается лучше, чем вчера»
В го меня привела мама: ее коллеги играли в го, и, наблюдая за их увлеченностью и азартом, она решила попробовать увлечь и меня этой загадочной настольной игрой.
«Гошисты», как и шахматисты, встречались летом на лавочках в парке Космонавтов города Ижевска, где мы жили. Играли одни и те же шесть человек, я был среди них единственным ребенком. Зимой игроки собирались в шахматном клубе «Каиса».
Чтобы мой энтузиазм не угас, мама придумала еще один интересный ход: она привлекла в го моих друзей. Один из них, Ваня Промыслов, всерьез увлекся. Появилась мальчишеская конкуренция, пошел рост, мы поехали на первые соревнования. Мне нравился состязательный процесс, и поездки в другие города в 1990-е годы были большим событием. Мы знакомились с ребятами из Челябинска, Москвы, Петербурга. Из турнира в турнир наша дружба крепла. Вместе с ней возрастало и соперничество: мы чувствовали себя представителями команд разных городов, а это уже другая ответственность.
Чем меня привлекало го уже в сознательном возрасте? Игра го очень многогранна, она одновременно — и дуэль, и прекрасное средство для коммуникации. Несомненно, меня привлекает в ней элемент мозгового штурма: ты все время разгадываешь загадки, ведешь битву, в первую очередь, с самим собой. Уже с детства я почувствовал, как приятно прогрессировать: когда сегодня получается лучше, чем вчера!
Игра как зеркало человека: она показывает наше мышление, отражает характер. Го — своеобразный «фитнес» для ума, где с каждым ходом ты стараешься улучшить свою позицию.
В го каждый камень, поставленный на доску, несет информацию. На протяжении всей игры происходит молчаливый диалог, в котором «белые» стараются раскрыть планы «черных», оппоненты просчитывают различные комбинации ходов, соглашаясь со стратегией противника или навязывая ему свою. Очень захватывающий процесс борьбы в такой, казалось бы, черно-белой игре!
Поступив в институт, я решил развивать круг игроков. Сперва я стал преподавать го факультативно в ижевском техническом университете на кафедре физкультуры, затем — в ижевском лицее. С утра учился в институте, а после обеда обучал лицеистов. Через три года мой ученик 11 лет Саша Матушкин стал чемпионом России по игре в го в категории до 12 лет.
Параллельно педагогической работе я попросил поделиться уставом коллег из Петрозаводской Федерации го, и пришел с ней в минюст Удмуртии. Со второго раза удалось зарегистрировать местную федерацию, в которой я не мог быть даже членом, потому что на момент регистрации мне не было 18 лет. Президентом федерации стал мой отец.
Журнал «Наука и жизнь» как популяризатор го в СССР
Первые упоминания го в России относятся к началу 20 века — в журнале «Нива» появилась заметка о существовании этой логической игры. По-настоящему же го в СССР увлеклись в 1960-е годы в среде физиков и математиков. Игра го в тот момент была своеобразным «андеграудом», запретным, и оттого еще более желанным и влекомым.
Одним из первых популяризаторов и ценителей го в Москве был профессор МГУ Постников. Увлеченный теорией игр, он воодушевленно знакомил с ними студентов. Мой первый учитель го Юрий Беляев — из их числа.
В Петербурге го так же интересовалась студенческая молодежь, а с появлением в журнале «Наука и жизнь» публикаций об игре го, ее правилах, задач для усиления мастерства, а также с возможностью обратной связи для игроков по всей стране, в СССР начался «го — бум»!
Го — вегетарианство или дипломатичная кровожадность
Мы часто слышим о том, что в го, в отличие от шахмат или шашек, не «едят» фигуры партнера. В го главное — занять больше пространства доски.
Партия в шахматы — это одно сражение на доске 8 на 8 клеток, где нужно пройти через поле боя вперед и уничтожить соперника. Го — это доска 19 на 19 клеток — вариантов развития событий гораздо больше. На ней происходит множество небольших сражений, которые идут одновременно. Искусство стратега го — в увязывании маленьких сражений с целью большой войны.
В го мы не движемся прямолинейно. Игроки параллельно должны контролировать много отдаленных участков, и каждый ход может влиять на ситуацию в отдаленном районе доски.
По моему мнению, го интереснее шахмат. При этом игроки Го с уважением относятся ко всем настольным играм. К нам в игру приходит много шахматистов. Именно благодаря шахматистам игра попала в Европу и Америку.
«Национальный почерк, стили игры»
Разница в стиле игры присутствует. Российское го подвержено влиянию Востока. Мы все смотрим на то, как играют мастера. Все хотят равняться на лучших, а сегодня это китайцы, корейцы, японцы.
В советское время лучшими были японцы, и они нам помогали распространять игру. Наши аксакалы передавали японское го с японской ритуальностью. Японцы склонны сохранять дистанцию. В момент игры у нас есть контактная и бесконтактная борьба, и японский стиль таков: много борьбы внутри, а на доске мы как будто бы на дистанции, но все просчитывается. «А что будет, если контакт?» Игроки постоянно готовятся к контактной драке, но зачастую она не наступает, потому что дистанция предпочтительнее.
Корейское го — это жесткие схватки. Вот там месиво, клубок сражений из одного угла, перетекающий в другую часть доски. Китайское го что-то среднее между японским и корейским стилем, «срединный путь».
В российском го есть почерк опытных игроков, это японский стиль, их учили по японским канонам. Для молодых доминируют Китай, Корея, также появилось влияние компьютера — «искусственного интеллекта».
«Вариантов игры го больше, чем атомов во Вселенной»
Посмотрите в поисковике — вы увидите две эти величины и обнаружите, что вариантов в го больше. Как это осознать, я тоже не знаю, как и вы. Казалось бы, доска 19 на 19 клеток, но варианты стремятся к величинам, которые мы не можем осознать. Поэтому в го так много творчества. В шахматах и шашках фигуры выставлены, а в го игра начинается с пустой доски. Если в начале игры мы говорим про бескрайнее количество вариантов, то к концу, как в жизни, возможности сужаются.
Не могу сказать, что го диктует мне правила поведения в социуме, но я верю, что правила го формируют мышление. С рождением детей я понял, что главный человеческий ресурс — время. Занять ребенка го — хорошее времяпрепровождение. Надеюсь, моим детям игра тоже принесет радость и удовольствие!
Больше новостей