Главная / Что нового? / Новости

«В каждом ребенке видеть планету»: учитель года Москвы — о своих увлечениях, профессиональном пути и педагогическом подходе

9 июня 2022
«В каждом ребенке видеть планету»: учитель года Москвы — о своих увлечениях, профессиональном пути и педагогическом подходе
Рубрики:    Учительская Школа

Почему учителю нужно развиваться в разных сферах жизни, чем заинтересовать современных детей и почему ОБЖ — важный предмет в школьной программе, mos.ru рассказал учитель школы имени маршала В.И. Чуйкова Геннадий Старунов.

В конце мая в столице подвели итоги конкурса «Педагоги года Москвы — 2022». По итогам четырех этапов испытаний лучшим в номинации «Учитель года Москвы — 2022» стал Геннадий Старунов, преподающий основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в школе имени маршала В.И. Чуйкова.

После конкурса корреспондент mos.ru пообщался с преподавателем, который представит Москву на Всероссийском конкурсе «Учитель года России — 2022» в Тюмени.

Из ВДВ — в школу

— Как вы решили стать школьным учителем?

— Я вырос в многодетной семье, и меня как самого старшего часто оставляли с братьями и сестрами. Я придумывал для них разные игры. Сказать, что я мечтал стать учителем? Нет. Это получилось случайно.

После службы в ВДВ я, психолог по образованию, два года работал специалистом по социальной работе с молодежью в детском центре. Организовывал различные военно-патриотические мероприятия, также руководил компьютерным кружком. В 2013 году я пришел в школу, заместитель директора что-то увидел во мне и предложил попробовать себя в качестве учителя. Я и согласился.

— Служба в армии повлияла на ваш преподавательский подход?

— Я ведь десантник, и мне хотелось развеять миф о том, что все вэдэвэшники — это безбашенные парни. Однако просто отслужить в армии недостаточно для работы учителем по ОБЖ — это очень разносторонняя дисциплина. Она включает знания о том, как себя вести при чрезвычайных ситуациях, а также элементы психологии, медицины и комплексной безопасности.

И я решил по каждому из блоков учебной программы получить специальность. Например, отработал год в службе телефонного доверия, где научился психологическому консультированию. В 2016 году аттестовался на спасателя и до сих пор, когда есть возможность, выезжаю на смены помогать. Потом я стал инструктором по оказанию первой помощи.

Еще есть блок, посвященный туризму. Как я могу говорить про походы, если сам ни разу там не был? Стал инструктором по детско-юношескому туризму. До пандемии коронавируса мы с учениками ходили в однодневные походы в ближайшее Подмосковье: дети изучали природу, ориентирование, собирали снаряжение.

Чтобы рассказывать о безопасности на водоемах, я аттестовался в центре спецподготовки на инструктора по спасению на воде. А в будущем планирую выучиться еще и на инструктора по скалолазанию.

ОБЖ — это наша жизнь

— Есть мнение, что предмет «ОБЖ» не требует серьезной подготовки. Насколько он, на ваш взгляд, все же важен для школьной программы?

— Ни у кого не должно возникать таких вопросов, потому что сохранение жизни — это основа всего.

Я учу детей избегать опасных ситуаций. Не предотвращать, а именно избегать. Это должен быть молниеносный анализ: они почувствовали опасность и буквально за две секунды ушли от нее. Например, ситуация: вы увидели лежащего без движения человека. Мой ученик захочет помочь ему, но при этом не забудет подумать как о спасении человека, так и о собственной безопасности.

Умение быстро понять ситуацию и уйти от угрозы — это ядро ОБЖ. Дети — не спасатели, но я должен научить их спасать свою жизнь. Если окажется так, что они спасут еще кого-то, значит, такая судьба.

— Как вы находите общий язык с современными школьниками?

— В 2020 году я понял, что медиа — это сила. Сегодня, если ты не идешь в ногу со временем, игнорируешь социальные сети, битва за умы детей проиграна. Началось все с того, что я прочитал две статьи, в которых критиковали ОБЖ, и меня это задело. Я ежедневно нахожусь в обществе спасателей, психологов, врачей, полицейских, военных, которые на практике доказывают важность этого школьного предмета. Поэтому решил донести ценность основ безопасности жизнедеятельности остальным.

Мой блог называется «Пир практиков». Я рассказываю о людях и об их историях, связанных с безопасностью. Очень приятно, что чувствуется большой отклик аудитории: сегодня на меня подписано более 10 тысяч человек.

Более того, это не просто полезная информация, подписчики применяют ее и на практике, есть случаи спасения. Например, однажды человек из моей аудитории смог оказать первую помощь благодаря хорошей визуальной подаче, на которую я опираюсь при ведении блога. Меня такие истории окрыляют. Понимаю, что я приношу реальную пользу людям.

— Что самое сложное в работе современного учителя?

— Самое сложное — работать из года в год по обкатанной программе. Потому что тогда не успеваешь за меняющейся реальностью. Вчера вышел учебник по ОБЖ, а завтра появляется новая опасность, от которой нужно уберечь детей.

— А что самое интересное?

— Это возможности для развития: встречи, конференции, конкурсы. Мне очень нравится проект предпрофессиональных классов. Это как дерево с разными ветками: медиакласс, инженерный, академический, медицинский, кадетский и другие. Москва — это действительно флагман образования, и я счастлив, что нахожусь здесь.

Конкурс как выход из личного кризиса

— Что вас привело на конкурс «Педагоги года Москвы — 2022»?

— Признаюсь, меня около часа убеждали, что нужно идти на конкурс. В тот момент у меня не было ни сил, ни энергии, я не видел смысла участвовать. Но я не знал, что этот опыт окажется настолько интересным, драйвовым. Конкурс собрал прекрасных людей, и я постоянно задавался вопросом: «Почему эти люди не были моими учителями?»

Я шел не за победой, но потом проснулся азарт. Решил, что если уж взялся, то надо выкладываться не на 100, а на 1000 процентов.

— Что этот конкурс изменил в вашей жизни?

— Во время подготовки и участия в конкурсе видишь, что живешь одними ценностями с другими педагогами. Помощь и поддержка коллег вдохновляют меня. Надо сказать, что многие из моего окружения очень рады и удивлены, потому что никогда еще на конкурсе не побеждал учитель ОБЖ. Появились новые смыслы, чтобы показать силу предмета ОБЖ всей России.

— Как будете готовиться к конкурсу «Учитель года России — 2022»?

— Мне дали время немного отдохнуть. Но я уже работаю над чистотой речи, решаю логические задачи, постоянно тренируюсь.

— Какими качествами должен обладать каждый учитель?

— Человечностью и верой в детей. Учитель должен в каждом ребенке видеть планету. Второе — постоянное развитие как учителя-предметника и специалиста. Мне кажется, что наступило время, когда недостаточно быть просто учителем. И последнее: невозможно быть учителем в России без любви к своей стране и чувства гордости за Родину.

Источник

Больше новостей

НаукаДополнительное образованиеСпортПрофориентацияРодителиКнижная полкаПобедителиФестивальПатриотыКнигиСтаршеклассникиЧтениеПсихологияНовинки МЭШВыставкиМЭШСервисы МЭШСоветы психологовМосОбрИсторияИнтервьюВолонтерыБуллингМУФФинансовая грамотностьАрктикаКиберспортОГЭТурнирМетанавыкиБольшая учительская неделяТалантНачальная школаУчитель годаТестыДень учителяСоветы родителямВоспитаниеМастер-классПрактикиУчебный день в музееСтудентыДошкольникиДневник МЭШКадетыРобототехникаГеографияГТОПремияПодкастыЭкзаменыФорум социальных инноваций регионовПитание в школахШкола старшеклассниковМедиаклассИнновации в образованииМолодые ученыеРазговоры о важномКонцертДвижение первыхМосквенокПредпринимательский классИнженерный классМедицинский классВоспитатель годаВоспитателиЭлектронные книгиПриемная кампанияВебинарВикторинаЛига ЗнанийУченикиПредпринимательская культураТворчествоГИАСоветы врачейРодительский комитетВыпускникиИТ-классАкадемический классКурчатовский классПедагогический классОфициальноВыпускнойДень отцаCOVID-19ПервоклассникиСоцсетиКадетские классыродной языкВакцинацияЗаконопроектФООППроверочные работыВПРЮбилейвзаимообучение городовгероиНаградыРоссияЗдоровьеИнновацииКвестыТеатры