Эволюция школьного образования

Когда-то в России не было не то что планшетов и электронных досок, но даже учебников. Постепенно знания накапливались, технологии развивались, доступ к образованию получало все больше детей из разных слоев общества. Каждая эпоха привносила свои новшества, многие из которых приживались не сразу. Рассказываем, как менялось школьное образование в нашей стране и столице.

«Первоклассники с первой учительницей».

Фото А.А. Князева. Москва. 1970-е гг. Главархив Москвы

Совместное обучение мальчиков и девочек

Всеобщее совместное обучение появилось в России в 1918 году. «Во всех учебных заведениях вводится совместное обучение учащихся обоего пола. В наименовании всех учебных заведений опускаются слова „мужская“ и „женская“. Все учебные заведения принимают на свои вакансии учащихся обоего пола на равных основаниях», — говорилось в постановлении от 31 мая 1918 года. Подоплека такого решения была нехитрая: зданий для школ не хватало катастрофически, и учителей тоже — просто некому и негде было учить ребят по отдельности.

«Первоклассники с первой учительницей».
Фото А.А. Князева. Москва. 1970-е гг. Главархив Москвы

Первоклассницы женской средней школы № 626 в первый день нового учебного года.

Фото Э. Евзерихина. Москва. 1946. Главархив Москвы

В следующие 90 лет политика в отношении совместного обучения менялась

Уже в 1943 году мальчики и девочки снова начали учиться раздельно, правда, не во всех школах. Аргумент был такой: мол, девочки и мальчики отличаются, жизненные роли у них разные, поэтому и готовить их к взрослой жизни надо по-разному.

Перемены снова вызвали волну споров и обсуждений. С одной стороны, мужские и женские учебные заведения считались элитарными, там готовили будущих студентов престижных вузов. Бытовало мнение, что разделение детей должно было укрепить дисциплину: устранить «не всегда здоровые взаимоотношения, создающиеся между мальчиками и девочками при совместном обучении». На деле же раздельное обучение дисциплину только ухудшило: справляться с классами из одних мальчишек было нелегко.

В итоге в 1954 году школы снова объединяются.

Первоклассницы женской средней школы № 626 в первый день нового учебного года.

Фото Э. Евзерихина. Москва. 1946. Главархив Москвы

Первоклассницы женской средней школы № 626 в первый день нового учебного года.

Фото Э. Евзерихина. Москва. 1946. Главархив Москвы

Портрет мальчика в гимназической форме.

Москва. 1910-е гг. Главархив Москвы

Школьная форма приходит и уходит

Форменные платья и костюмы были обязательны для учеников гимназий времен Российской Империи. Постановление от 1918 года отменило униформу для школьников. Причина была проста: у людей не было денег на покупку особой одежды для детей, у государства средств не хватало тоже.

Школьная форма будет возвращаться в школы и снова уходить несколько раз, так же, как совместное обучение мальчиков и девочек, но каждый раз по разным причинам.

В 30-е годы для многих детей форменные костюмы и платья были более качественными и красивыми, чем домашние вещи.
В 1948 г. форма уравняла всех детей в школе — одежда шилась по единому государственному стандарту.
В начале XXI века форма возвратилась в школы как фирменный знак учебного заведения. Сейчас каждое учебное заведение самостоятельно решает вопрос униформы для учащихся.

Первоклассницы женской средней школы № 626 в первый день нового учебного года.

Фото Э. Евзерихина. Москва. 1946. Главархив Москвы

Декрет «О всеобщем обязательном начальном обучении»

Начальное образование стало обязательным для всех детей нашей страны с 1930 года — тогда был подписан декрет. До этого школы были, но их было мало, а учителей для них — еще меньше. Теперь все дети в возрасте 8–10 лет должны были закончить 4 класса начальной школы, а учащиеся в городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках учились 7 лет.

Родители отнеслись к нововведению неоднозначно:

«Не пускайте детей в школу, там, кроме хулиганства, они ничему не научатся. Если все будем грамотные и ученые, работать будет некому».

«Забрали наших ребят в школу... Там их кормят, одевают, а потом и вовсе у нас отнимут».

Первоклассники с букварями на первом уроке в одной из школ.

Фото Б. Ярославцева. Москва. 1978. Главархив Москвы

Однако первые педагоги смогли заинтересовать ребят — ведь даже простая грамотность открывала большие карьерные перспективы. Просвещение пошло по стране. В 1933—1937 годах стало обязательным семилетнее образование, а в 1972 — всеобщее среднее: не окончившие 10 классов молодые люди могли поступить в школу рабочей молодежи. Сейчас жизнь ребенка без школы представить себе уже невозможно!

Однако первые педагоги смогли заинтересовать ребят — ведь даже простая грамотность открывала большие карьерные перспективы. Просвещение пошло по стране. В 1933—1937 годах стало обязательным семилетнее образование, а в 1972 — всеобщее среднее: не окончившие 10 классов молодые люди могли поступить в школу рабочей молодежи. Сейчас жизнь ребенка без школы представить себе уже невозможно!

Учитель слесарного дела специальной школы-интерната № 68 В.Л. Коненков на экзамене по слесарному делу объясняет ученикам 8-го класса условия задания.

Фото И. Трубникова. Москва. 1979. Главархив Москвы

Старшие классы — теперь бесплатно

В 1940 году ввели плату за обучение в 8–10 классах школы. Семилетка по-прежнему оставалась бесплатной, но за более глубокие знания, необходимые для поступления в вуз, нужно было платить 150–200 рублей в год. Сумма ощутимая при средней зарплате в те годы 500 рублей в месяц.

Плату отменили через 16 лет (в 1956-м) «в целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления в стране всеобщего среднего образования и получения молодежью высшего образования». Страна ощутила нехватку высококвалифицированных специалистов. И теперь поступить в вуз смогли те, у кого не было денег на оплату старших классов средней школы.

Учитель слесарного дела специальной школы-интерната № 68 В.Л. Коненков на экзамене по слесарному делу объясняет ученикам 8-го класса условия задания.

Фото Э. Евзерихина. Москва. 1946. Главархив Москвы

Учитель слесарного дела специальной школы-интерната № 68 В.Л. Коненков на экзамене по слесарному делу объясняет ученикам 8-го класса условия задания.

Фото Э. Евзерихина. Москва. 1946. Главархив Москвы

В первый раз в первый класс!
Фото Д. Шоломовича. Москва. 1953. Главархив Москвы

В 7 лет — в первый класс!

Возраст первоклашки был снижен до 7 лет в 1944 году. До этого ребенок мог пойти в школув 8, 9 или даже 10 лет. Это решали родители. Исследования педагогов-энтузиастов показали, что не нужно ждать дольше — ребенок готов усваивать школьную программу в 7 лет.

И дети, и родители с радостью восприняли это нововведение. Звание школьника до сих пор считается престижным у малышей-дошколят, они и сейчас рвутся за парты и тщательно выбирают свой первый портфель. Родители видели в более раннем старте возможность успеть больше и достичь успехов в карьере.

Тенденция получила развитие: в конце 80-х годов, с переходом на 4-летнюю программу начальной школы, появились «нулевые классы» для шестилеток, а сейчас стандарты позволяют отдать ребенка школу раньше семи лет.

В первый раз в первый класс!
Фото Д. Шоломовича. Москва. 1953. Главархив Москвы

Пятерка или отлично?

Пятибалльная цифровая система появилась в школах также в 1944 году. До этого оценки обозначались словами: отлично, хорошо, посредственно, плохо, очень плохо. Учителя и ученики часто путались. Кто-то вспоминал более старые обозначения — «удовлетворительно» — «неудовлетворительно». Кто-то приписывал словесные «плюсы» и «минусы»: «очень хорошо», «весьма посредственно». В итоге оценка знаний получалась довольно субъективной.

Реформа 1944 года сделала систему более ясной и четкой. Она сохраняется в школах до сих пор.

Учащиеся Сухаревской средней школы пишут диктант.

Фото С. Васина. Московская область, пос. Сухарево. 1942. Главархив Москвы

Шариковые ручки прочно воцарились в школьных пеналах только в середине 70-х годов. Тогда изменились стандарты каллиграфического письма, и промышленность уже выпускала канцелярию высокого качества по невысокой цене.

В наше время дети уже не только пишут на уроках от руки, но и активно осваивают быстрый набор текста на клавиатуре. Без этого навыка в современном мире уже не обойтись.

Отказ от перьевых ручек

Шариковая ручка была запатентована еще в 1888 году. Но в советских школах учителя долго не разрешали писать ими в школе, настаивая на стальных перьях и чернильницах-непроливайках. Некоторые специалисты посчитали, что новые письменные принадлежности якобы могут навредить здоровью ребенка. Мол, при письме шариковой ручкой у ребенка происходит задержка дыхания и сбой сердечного ритма, именно поэтому ею нельзя писать дольше 20 минут подряд. Ну и каллиграфические навыки усваивались намного лучше именно при использовании пера. Родители считали шариковые ручки баловством в основном из-за их высокой стоимости.

Шариковые ручки прочно воцарились в школьных пеналах только в середине 70-х годов. Тогда изменились стандарты каллиграфического письма, и промышленность уже выпускала канцелярию высокого качества по невысокой цене.

В наше время дети уже не только пишут на уроках от руки, но и активно осваивают быстрый набор текста на клавиатуре. Без этого навыка в современном мире уже не обойтись.

Меловую доску меняем на электронную

Первые упоминания о школьной доске известны с конца XIV века. Однако повсеместное использование началось с конца XVIII века, когда сланцевые пластины стали применять во всем мире.

Изначально доски были аспидные (из пластины цветного сланца — аспида), или грифельные. Они были размером с тетрадный лист в деревянной рамке. Постепенно им на смену пришла меловая доска. Ей пользуются и сегодня. В конце 90-х популярность приобрела маркерная доска, которая с развитием компьютерных технологий эволюционировала в электронную панель. Не все учителя и родители сразу оценили по достоинству преимущества электронной доски, а вот ребятам она понравилась. Сегодня электронные интерактивные доски есть в каждой столичной школе, в каждом классе. Цифровые задания и обучающие материалы экономят тонны бумажной литературы. На экране можно показывать фильмы, презентации, делать урок интерактивным и современным.

Отказ от бумажных дневников в пользу электронного

Школьный дневник — изобретение эпохи Просвещения. Он был придуман в Англии в 1789 году педагогом Рональдом Кейрманом, причем в те времена дневник служил только для записи домашних заданий, а для отметок и замечаний были предназначены отдельные журналы. В России школьный дневник появился примерно в середине XIX века, когда начали открываться государственные гимназии.

С начала 2000-х в мире стали появляться электронные дневники, а в московских школах нововведения начали постепенно входить в обиход с 2011-2012 годов. Сегодня столичные школьники и их родителей пользуются электронным Дневником МЭШ. «Московская электронная школа» стала большим помощником всем участникам образовательного процесса. Электронный дневник позволяет родителю следить за успеваемостью ребенка онлайн, понимать, какие темы ребенок освоил, а с какими есть сложности.

Дети могут вовремя получать задания для самостоятельной работы, делать цифровые домашние задания. Также в Электронном дневнике доступно портфолио ученика, статистика посещаемости уроков и много других «фишек».

Дети могут вовремя получать задания для самостоятельной работы, делать цифровые домашние задания. Также в Электронном дневнике доступно портфолио ученика, статистика посещаемости уроков и много других «фишек».

Создание экосистемы «Московская электронная школа»

Задача современной школы — откликаться на перемены и давать школьникам и учителям инструменты, которые помогут самым эффективным образом подготовиться к вызовам будущего. Именно для этих целей и была создана «Московская электронная школа». Это единая образовательная платформа, которая помогает ребенку учиться, педагогу — учить, а родителям — быть в курсе процесса. Она не заменяет традиционную школу, а качественно ее дополняет, делает современной и высокотехнологичной.

МЭШ появилась в 2016 году в 6 пилотных школах. А сегодня ее ежедневно используют в каждой столичной школе. Теперь уроки стали еще интереснее, ведь в МЭШ столько всего полезного. С ее помощью ребята готовятся к ЕГЭ и контрольным работам, ставят опыты в виртуальных лабораториях, повторяют пройденный материал, просматривая видеоуроки от лучших учителей. И для учителей здесь много полезного: сценарии уроков, тематический каркас, который позволяет планировать занятия и контролировать, как школьники усваивают образовательную программу.

«Московская электронная школа» не имеет аналогов в мире

МЭШ — это удобная и технологичная платформа, которая всегда под рукой. Экосистема МЭШ — незаменимый помощник для учителей, школьников и родителей.

С МЭШ ребенку учиться интереснее и удобнее! В МЭШ всегда под рукой: расписание занятий, домашние задания, сценарии уроков, дополнительные материалы в Библиотеке МЭШ и многое другое

Библиотека МЭШ — это миллионы обучающих материалов в современных форматах, виртуальные лаборатории, видеоуроки, познавательные квизы и тесты для самопроверки, доступные в любое время в любом месте.

МЭШ делает образование прозрачным, современным и безопасным, а еще помогает родителю быть в курсе, что изучают дети в школе и какие оценки получают, отслеживать посещаемость и даже питание в школе.

МЭШ открывает учителям новые возможности для творческой и профессиональной реализации (создание контента, гранты, обмен опытом, профессиональное признание).

По инициативе Мэра Москвы Сергея Собянина доступ к Библиотеке МЭШ открыт для пользователей всего мира.