Цифровая грамотность — это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых инструментов, технологий и интернета.
В основе метанавыка лежат цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровая безопасность.
основы кибербезопасности
понимание основных трендов цифровизации процессов
коммуникация с помощью инструментов цифровой среды
работа с большими объемами цифровых данных
знания и умения
в области машинного обучения
работа с технологиями
искусственного интеллекта
цифровой менеджмент, управление циклами процессов и проектами организации
работа с компьютером как с инструментом
Умение работать с компьютером, пользоваться современными программами (делать презентации, проходить онлайн-тестирование, готовить доклады по открытым источникам в интернете и т. д.), которое ребенок осваивает на уроках информатики, а далее в рамках других предметов, пригождается и прокачивается на всех этапах получения образования.
Цифровые технологии изучаются и активно используются практически на всех уроках, начиная от информатики, физики, химии (виртуальные лаборатории) до литературы (презентации и проекты) или ИЗО (например, рисование в графических редакторах, на планшетах).
Работа с высокотехнологичными сервисами экосистемы МЭШ, опыт дистанционного обучения и общения с педагогами онлайн позволяет на практике осваивать цифровые современные технологии, повышать свою цифровую грамотность.
В МЭШ сегодня:
2,8 млн пользователей, более 4,5 млн раз ежедневно используют сервисы МЭШ. 1,8 млн единиц уникального образовательного контента: видеоуроки, тестовые задания, виртуальные лаборатории. Более 55 тыс. сценариев уроков. Свыше 13 тыс. видеоуроков по предметам школьной программы.
Свыше 191 тыс. образовательных интерактивных приложений, более 83 тыс.тестовых заданий. 42 виртуальные лаборатории по физике, математике, технологии, биологии, черчению и информатике.
А также современные способы трансляции контента и коммуникации — чаты с педагогами, рассылки, оповещения, дайджесты, анонсы.
В рамках проектов предпрофессионального и профильного образования «ИТ-класс в московской школе» и «ИТ-вертикаль» ученики получают наиболее углубленные цифровые компетенции. Это помогает выпускникам поступить в профильные ИТ-вузы. Там дети обучаются программированию, разработке мобильных приложений, работе с машинным и искусственным интеллектом, робототехнике.
Московские школьники — в лидерах Всероссийский олимпиады школьников по информатике. С 2010 года число дипломов ВсОШ по информатике москвичей по информатике выросло в 2,5 раза до 85 (53% всех дипломов олимпиады по этому предмету).
Также метанавык цифровой грамотности московские ребята могут активно развивать, занимаясь в различных кружках и секциях ИТ- и медианаправленности, участвуя в турнирах по киберспорту.
Московская кибершкола создала серию видео для школьников с полезными советами, как защититься от мошенников, можно ли оставаться в Интернете анонимным и что такое «цифровой след».
Цифровой грамотности, в том числе медиаграмотности, кибербезопасности и противодействию кибербуллингу посвящены совместные проекты московского образования с крупными компаниями ИТ-сферы (например, ВК — «Другие уроки»).
Московский центр качества образования ежегодно проводит оценку уровня цифровой грамотности у обучающихся 8-х классов, ребята показывают стабильно высокие результаты. Это подтверждается международным исследованием компьютерной и информационной грамотности ICILS-2018: столичные школьники заняли II место в мире.
IT-субботы московского школьника на базе технических вузов Москвы позволяют получить школьнику более углубленные профессиональные навыки и знания в области цифровой деятельности, которые позволяют также развить общий навык цифровой грамотности.