Эмоциональный интеллект — это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения собеседника, его мотивацию и желания.
Развитый эмоциональный интеллект позволяет использовать эти знания для решения широкого спектра практических задач.
Осознание эмоций, умение определить эмоцию и правильно ее назвать.
Понимание эмоций других людей, проецирование на окружающих личного опыта.
Выражение эмоций. Умение экологично выражать своих чувства, не скрывая их.
Управление своими и чужими эмоциями. Способность оказывать влияние на эмоции других людей.
Московская школа в широком смысле этого слова от детского сада до колледжа — это безопасное и комфортное пространство с дружелюбной, созидательной атмосферой. Сам факт нахождения в рамках школьного сообщества позволяет детям, бережно направляемым учителями, прокачивать уровень эмоционального интеллекта. Заботе о комфортном эмоциональном состоянии детей педагоги уделяют большое внимание.
Также на это направлены все внеурочные мероприятия: туристические слеты, экскурсии, проводимые празднования в школах.
В каждой московской школе и колледже есть психолог и социальный педагог, которые общаются с детьми и в рамках классных часов затрагивают темы эмоций, эмпатии, общения. Классный руководитель в каждом школьном классе также занимается регулированием отношений, показывая пути решения конфликтов, возможности взаимодействия между людьми, и освещает важные психологические темы, которые актуальны для детей в рамках и за пределами школы.
Городской психолого-педагогический центр (36 отделений по всей Москве) объединяет лучшие психолого-педагогические практики и прогрессивные методики, чтобы оказывать квалифицированную помощь ребенку и его семье, а также образовательным организациям города. Тесно сотрудничая со школами, центр оказывает методическую поддержку учителям и классным руководителям, координируют городские проекты.
В 400 школах города Москвы создана школьная служба примирения для разрешения конфликтов между детьми или между учеником и учителем. Службы помогли решить почти две тысячи конфликтов в 2022 году.
В московской системе образования создан единый портал «Вместе против буллинга», объединяющий полезные материалы от ведущих экспертов, которые занимаются профилактикой и борьбой со всеми видами травли и буллинга, а также большой раздел на сайте «Школа.Москва», посвященный заботе о ментальном здоровье и профилактике подростковой депрессии.
Более 4,3 млн просмотров трансляций лекций известных психологов и ученых собрал проект «Лекторий московского школьника», созданный для психологической поддержки выпускников московских школ на финишной прямой подготовки к экзаменам.
В рамках специального курса «Управляй карьерой» студенты 14 пилотных колледжей Москвы развивают эмоциональный интеллект, принимая участие в занятиях «Поведение в конфликте», «Распознавание эмоций других», «Работа с самооценкой», «Поддержка диалога» и др.
В Библиотеке МЭШ содержится более 140 видеороликов с советами психологов, педагогов и выпускников прошедших лет о навыках стрессоустойчивости, управления эмоциями и своим временем.
Более 110 выпусков проекта «Час с психологом» размещено на сайте «Школа.Москва», где ведущие педагоги-психологи столицы рассказывают подросткам как управлять эмоциями, делятся технологиями работы со стрессом и другими практиками.
Ученики предпрофессионального «Психолого-педагогического класса в московской школе» уделяют темам психологии и педагогики отдельное внимание, в том числе не обходят стороной тему собственного личностного развития, без которого невозможна успешная карьера в педагогической и социогуманитарной сфере.
В каждой школе-новостройке создана доступная безбарьерная среда — обеспечен комфортный доступ для маломобильных граждан и созданы все возможности для взаимодействия детей и развития толерантности с малых лет.