За последние восемь лет более 125 тысяч педагогов, руководителей школ и колледжей повысили квалификацию.
Москва оказывает всестороннюю поддержку столичным педагогам, предоставляя им множество возможностей для профессионального роста. Им обеспечена высокая конкурентоспособная заработная плата, а также стимулирующие надбавки к ней. Для учителей созданы программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также система конкурсов и олимпиад.
Конкурс «Педагоги года Москвы» — возможность продемонстрировать уровень профессионального мастерства учителей и их методические наработки.
В столице выбрали учителя года Москвы. Победителем этой номинации в 2023 году стал Сергей Валюгин — учитель русского языка и литературы школы имени Ф.М. Достоевского. Он представил уникальную методику «Шестое чувство».
Педагогическая разработка победителя предполагает глубокое осмысление художественных произведений, которое достигается благодаря погружению в уникальный исторический и биографический контекст, а также особому вниманию к подтексту, который проявляется в других текстах автора.
За победу в номинации «Учитель года Москвы» боролись 345 учителей. В суперфинал вышли восемь человек. Они провели классные часы с учениками разных возрастов. Педагоги обсуждали со школьниками вопросы, связанные с духовно-нравственным и физическим развитием, культурным наследием, здоровым образом жизни, экологией, выбором профессии.
Нынешний сезон конкурса «Педагоги года Москвы» проходит в рамках Года педагога и наставника. Сергей Валюгин представит столицу на Всероссийском конкурсе «Учитель года России — 2023», который пройдет осенью.
Педагогические кадры
В системе московского образования работают свыше 55 тысяч учителей. Педагогам обеспечена высокая конкурентоспособная заработная плата, поэтому дефицита кадров в школах Москвы давно нет.
Также столичные учителя могут рассчитывать на стимулирующие надбавки к зарплате. В их число входит ежемесячная школьная выплата за классное руководство, ежемесячное городское вознаграждение за выполнение функций классного руководителя, федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство, а также ежемесячная городская надбавка за активное участие в развитии проекта «Московская электронная школа» («МЭШ»).
Как повысить квалификацию
За последние восемь лет более 125 тысяч столичных педагогов, руководителей школ и колледжей повысили квалификацию. С 2015 года они успешно завершили обучение на различных курсах и программах более 439 тысяч раз.
Самыми активными слушателями программ и курсов, организованных Корпоративным университетом московского образования, стали учителя начальных классов, а также преподаватели русского языка и литературы, английского языка, математики и истории.
Чаще всего учителя и управленческие команды школ выбирают курсы повышения квалификации, связанные с педагогическим совершенствованием, цифровизацией, безопасностью, подготовкой к государственной итоговой аттестации, управлением и воспитательной работой.
Дополнительное профессиональное образование педагогических работников Москвы поддерживается порталом ДПО (региональный реестр дополнительных профессиональных программ). На нем размещено 586 курсов для разных категорий специалистов, работающих в школе. В их число входят очные, очно-заочные и дистанционные курсы для разных категорий работников школ: учителей, воспитателей, директоров и их заместителей, административно-управленческого персонала, классных руководителей, офицеров-воспитателей кадетских классов, библиотекарей, социальных педагогов и других.
Как подтвердить профессионализм
Московская модель аттестации помогает учителям подтвердить квалификацию и профессионализм. Один раз в пять лет каждый педагог обязан проходить аттестацию, подтверждая соответствие уровня своей квалификации требованиям к занимаемой должности, а также имеет право пройти аттестацию на первую и высшую квалификационные категории. В Москве аттестация устроена так, что не отвлекает учителей от основной работы. Процедура автоматизирована и основана на динамике объективных измеримых образовательных результатов московских школьников.
За 2022/2023 учебный год (по данным на апрель) на квалификационные категории аттестовано свыше 13,6 тысячи педагогов московских школ, из них 7,2 тысячи — по должности «учитель». На первую квалификационную категорию аттестованы около двух тысяч учителей, на высшую квалификационную категорию — более 5,2 тысячи.
Как заявить о себе
Для учителей создана система профессиональных конкурсов и олимпиад при поддержке Департамента образования и науки Москвы. Главный из них — конкурс «Педагоги года Москвы». В 2023 году он включает шесть номинаций: «Учитель года Москвы», «Воспитатель года Москвы», «Учитель-дефектолог года Москвы», «Педагог-психолог», «Педагогический старт» и новая номинация «Сердце отдаю детям». Конкурс проводит Корпоративный университет московского образования — ведущее столичное образовательное учреждение, которое занимается переподготовкой педагогических кадров столицы. В этом году ему исполняется 85 лет.
Как стать педагогом в Москве
Педагогическое образование в столице можно получить в педагогических колледжах и вузах.
Московскому Департаменту образования и науки подведомственны три педагогических колледжа. Это педагогический колледж № 18, Московский педагогический колледж и институт среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского Московского городского педагогического университета (МГПУ).
Чаще всего абитуриенты, поступающие в эти образовательные организации, выбирают такие направления обучения, как «Коррекционная педагогика в начальном образовании», «Специальное дошкольное образование», «Преподавание в начальных классах».
В этих трех педагогических колледжах учатся более 6,5 тысячи студентов по 12 специальностям. Выпускники работают воспитателями дошкольников, учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования.
В области педагогического образования вузы и колледжи столицы работают в активной связке. В рамках партнерских соглашений после среднего профессионального образования выпускники могут продолжить обучение в педагогических вузах.
В МГПУ обучаются более 18 тысяч студентов по разным направлениям подготовки. В их число входят педагогическое образование, психология, специальное (дефектологическое) образование, юриспруденция и управление, бизнес-информатика, социология, филология, история, лингвистика, физическая культура, дизайн, музыкальное образование, актерское искусство и другие.
Университет — единственный педагогический вуз, который входит в топ-20 вузов страны по качеству приема абитуриентов. МГПУ — участник рейтинга лучших вузов России (RAEX), возглавляющий предметный рейтинг по педагогическому образованию. С 2018 года он становится лидером среди гуманитарных вузов России в рейтинге востребованности международного информационного агентства (МИА) «Россия сегодня».
В МГПУ уже несколько лет действует программа сертификации «Московский учитель» — будущие педагоги сдают предметные диагностики в формате ЕГЭ на знание предмета, проводят модельные занятия и проходят собеседования с заместителями директоров и директорами столичных школ. Процедура позволяет будущим учителям раскрыть потенциал перед работодателями, а школам — подобрать в коллектив активных и интересных молодых учителей. Обладатели сертификата в течение первого года работы в столичных школах получают методическую поддержку экспертов МГПУ.
С марта 2020 года в структуре МГПУ работает институт содержания, методов и технологий образования, сопровождающий «Московскую электронную школу». Он проектирует новые подходы к обучению, совершенствует компетенции педагогов в области технологий обучения в цифровой среде. Более 50 тысяч учителей приняли участие в обсуждении и тестировании разработок университета для «МЭШ».
В МГПУ реализуется более 250 программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, на которых за последний год обучились более 45 тысяч московских педагогов и специалистов сферы образования.
На базе Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования организованы профессиональные клубы «Педагогический клуб 3.0» и педагогический клуб «Наставник» для обмена опытом по наставничеству в отношении молодых и начинающих педагогов.
Больше новостей