Блокада началась 8 сентября 1941 года и продолжалась 872 дня. Она стала самой кровопролитной в истории человечества. За это время фашисты сбросили на город 107 тысяч авиабомб и выпустили 150 тысяч снарядов.
В блокированном Ленинграде оказалось более двух с половиной миллионов жителей.
Гитлеровское командование приняло решение стереть Ленинград с лица земли. Для этого планировалось окружить город и сравнять его с землей непрерывными бомбардировками с воздуха. Был отдан приказ: ни один немецкий солдат не должен войти в город, а местные жители, пытающиеся пересечь линию фронта, должны быть уничтожены.
Продовольственные склады города были уничтожены фашистами. Ленинградцы голодали. Ели все, что можно было съесть: варили суп из крапивы, столярный клей с лавровым листом. В теплое время года в парках выращивали овощи, прямо под обстрелами рыбачили на Неве. Ленинградцам выдавались хлебные пайки.
В самом начале блокады рабочим и инженерам выдавали по 600 граммов хлеба, служащим — по 400 граммов, детям — по 300 граммов. Но вскоре нормы пришлось снижать. Самая минимальная норма пришлась на ноябрь и декабрь 1941 года. По ней полагалось рабочим 250 граммов хлеба, всем остальным — 125 граммов. По рассказам ветеранов-блокадников, кусок хлеба, выдаваемый на человека, был не больше спичечного коробка, да и состоял он из опилок, соды, бумаги и лишь малой части муки. Этот так называемый хлеб был черствым и горьким на вкус. Но хуже всего было то, что он не мог удовлетворить даже минимальную потребность организм в калориях. Самая высокая смертность от голода в Ленинграде пришлась именно на зимние месяцы 1941 года. Только за декабрь от истощения умерло около 50 тысяч человек.
Дорога жизни обычно представляется как покрывшееся льдом озеро, по которому в Ленинград идут машины с продовольствием. В действительности это было огромное, сложное транспортное предприятие, над разработкой которого трудились инженеры, водолазы, метеорологи, моряки, военные, ледовая разведка. У Дороги жизни было несколько составляющих: Ладожская военная флотилия защищала ладожские коммуникации, Северо-Западное речное пароходство совершало перевозки в теплое время года, части ПВО отражали атаки противника по маршруту, телефонно-телеграфный кабель, проложенный по дну, обеспечивал связь с Москвой, высоковольтный электрический кабель позволял поставлять в Ленинград электроэнергию с Волховской ГЭС, трубопровод, который также проходил по дну Ладоги, снабжал город топливом. На Дороге жизни было занято около 19 тысяч человек, 3800 грузовых машин, автобусов, тракторов, работало три полевых госпиталя. Это было настоящее чудо логистики, аналогов которому не существует в истории.
Ладога. «Дорога жизни». 1942 год. Фото: Кудояров Борис Павлович. История России в фотографиях/МАММ
Первые месяцы войны Дмитрий Шостакович провел в своем родном городе Ленинграде. Здесь он начал работать над Седьмой симфонией. «Я не мог не сочинять ее, — признавался композитор. — Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается, в собственной музыке». 9 августа 1942 года симфония была исполнена в блокадном Ленинграде. Трансляция велась на весь город — по радио и через уличные громкоговорители.
Композитор, пианист, педагог, общественный деятель Д.Д. Шостакович. 1940 г. Фото Л.М. Доренского. Главархив Москвы
Анна Ахматова вспомнила это событие в своей «Поэме без героя»:
«Притворившись нотной тетрадкой,
Знаменитая ленинградка
Возвращалась в родной эфир.»
Продажа билетов в Ленинградскую филармонию. 1942 г.
Первую часть этой симфонии Шостакович вывез из осажденного города в эвакуацию в сентябре 1941 года. И вот спустя год она вернулась, чтобы навсегда стать музыкальным символом сопротивления и несгибаемости народа.
Больше новостей