Делаем уроки дома

Советы врача, как обустроить рабочее место

Исмаил Магомедович Османов

Главный врач ГБУЗ «Детская городская клиническая больница им. З.А. Башляевой ДЗМ», д.м.н., профессор

Как обустроить рабочее место школьника дома

Стол

Рабочий стол школьника желательно ставить у окна. В идеале — в отдельной комнате, чтобы минимизировать отвлекающие факторы: телевизор, младших детей, приготовление еды.

Для младших школьников лучше отдавать предпочтение столам-трансформерам для регулировки высоты в зависимости от роста ребенка.

Предпочтительны спокойные цвета: бежевый, голубой, персиковый. Не стоит покупать яркие или темные столы. Поверхность должна быть матовой.

Стул

Аналогично выбирается стул. Ребенку должно быть удобно сидеть: стопы полностью должны касаться пола, коленные и тазобедренные суставы должны формировать прямой угол, локти — полностью лежать на столе, а спина — касаться спинки стула. Это позволит сохранить осанку ребенка и минимизировать мышечное напряжение во время занятий.

Освещение

Правильно должно быть организовано и освещение: помимо естественного света, обязательно должно быть основное освещение комнаты, а также настольная лампа с регулируемым наклоном мощностью 60 ватт. Для правшей лампу располагают слева, для левшей — справа. Желательно использовать подставку для книг.

Это позволит снизить зрительную нагрузку и сохранить зрение.

Сколько времени ребенок может делать уроки и играть с гаджетами?

Время занятий зависит от возраста ребенка

По установленным САНПиНом нормам, ученики 1 класса не должны тратить время на выполнение домашних заданий.

  • Школьникам 2-3 классов на выполнение домашних заданий выделяется 1,5 часа в день.
  • В 4-5 классах это время ограничено двумя часами.
  • В 6-8 классах на домашнюю работу отводится до 2,5 часа.
  • Старшим школьникам — 3,5 часа.

При этом желательно делать перерыв не менее 2,5 часа между окончанием занятий в школе и началом выполнения домашней работы.

Каждые 40–45 минут, подобно урокам в школе, обязательно делать перерывы по 10–15 минут.

Гаджеты

Время работы с гаджетами у младших школьников значительно ограничено:

  • 1-5 классы — 15 минут
  • 6-7 классы — 20 минут
  • 8-9 классы — 25 минут
  • Старшие школьники — 30 минут

При этом, если возникает необходимость в повторном использовании гаджетов, время сокращается на 1/3. Например, с 30 минут до 20, с 15 до 10. Обязательно сделать перерыв в 15 минут, который необходимо потратить на гимнастику для глаз.

Как не «посадить» зрение школьника

Важно делать перерывы

Количество времени на выполнение домашних заданий в разных возрастных группах ограничено.

Если вам кажется, что эта работа занимает намного больше времени, внимательно последите за ребенком, возможно, часть времени уходит на подготовку самого процесса — поиск тетради, учебника, нужной ручки, линейки и т.д. Подготовьте самое необходимое заранее.

Зачастую дети часто отвлекаются — на работающий телевизор, шум в комнате. Минимизируйте отвлекающие факторы. Так работа пойдет быстрее.

Если несмотря на устранение этих факторов ребенок по-прежнему засиживается дольше положенного, выясните причину. Возможно, ребенок плохо усвоил урок в школе, что-то не понимает, боится спросить, не всё видит на доске. Обязательно сходите к окулисту, чтобы проверить остроту зрения.

Старайтесь не загружать ребенка дополнительными занятиями, если он не может с легкостью освоить базовую программу.

Забота о зрении

Сохранить зрение помогут правильное освещение комнаты и рабочего стола, подставка для учебника, правильная поверхность.

  • Важно делать перерывы каждые 40–45 минут на 10–15 минут, выполнять зрительную гимнастику.
  • Не нужно превышать время использования электронных устройств.
  • Обязательны достаточная продолжительность ночного сна, прогулки дважды в день, полноценное питание, богатое натуральными источниками витаминов А, D, В, С.