Продолжая тему ментального здоровья, мы решили развеять устоявшиеся мифы о ментальных расстройствах и рассказать об алгоритме действий родителей при расстройстве психики у ребенка. В новом интервью для портала «Школа.Москва» об этом рассказала клинический психолог Анастасия Ильина.
— С какими мифами о ментальных расстройствах чаще всего сталкиваются психиатры?
— Первое — это что раньше проблем у людей было гораздо меньше. Но это неправда. Психически нездоровых людей не стало больше или меньше. Ментальные расстройства были во все времена. Просто в прошлом веке людей, которые заболевали душевно, было принято прятать от общественности. А сегодня, в век информационных технологий, все больше на виду. Еще один миф — влияние гаджетов. Влияние их на психику не доказано. Появился кибербуллинг. Нужно понимать, что один фактор не может повлиять на психическое расстройство, только их сочетание — биологических, психологических и социальных.
— Психические расстройства заразны?
— Психиатрическая болезнь — это не вирус, здесь, в первую очередь, важны какие-то внутренние изменения психологического состояния человека. Скорее, идет речь о том, что, если мы сталкиваемся с болезнью близкого человека, то это так или иначе влияет на наше эмоциональное состояние.
— Тогда из этого выходит еще один миф: если не болезнь, может, человеку надо просто собраться — и все будет хорошо?
— На приемах родители часто имеют такое мнение, говоря, что ребенку нужно просто заняться трудотерапией, например. И в этом частично есть здравый смысл, но не на 100%. Потому что у психических заболеваний есть ряд биологических изменений. То есть у того спускового механизма, который запустит патологические изменения внутри, могут быть разные причины, даже генетические. Сильный стресс также может стать причиной ментальных расстройств. Поэтому позиция «просто возьми себя в руки» работает не всегда.
— Очень распространен миф, что часто отклонение у детей — результат воспитания родителей. Так ли это?
— И да, и нет. Нахождение в семье — социальная часть человека. Никто при этом не отменяет биологические аспекты. Если у ребенка при рождении достаточно крепкая нервная система, устойчивый темперамент, у него будет больше защитных механизмов для выживания в разных условиях. Если бы только воспитание влияло на психику, то во всех неблагополучных семьях дети бы были с различными расстройствами. Но, безусловно, жестокость, отсутствие любви и внимания отражаются на психике ребенка.
— Какие мифы бывают о людях, страдающих психическими расстройствами?
— Самый частый миф, который живет в головах большинства людей, это то, что люди с психическими заболеваниями агрессивны и опасны. Это, конечно, неправда. Люди с душевными расстройствами зачастую ничем не отличаются от нас с вами. На самом деле среди психически нездоровых людей всего 2% совершают противозаконные действия. Большое влияние на наше восприятие оказывают СМИ. Когда случается агрессивное преступление с антисоциальными проявлениями, средства массовой информации подхватывают эту тему и широко ее освещают. Чаще всего бывает так, что люди, страдающие расстройствами, напротив — становятся жертвами преступлений.
— Правда ли, что люди с ментальными расстройствами беспомощны и бесполезны?
— Я бы задала встречный вопрос: сможете ли вы вспомнить достаточно известных людей, которые страдали психическими расстройствами? А ведь их немало. Например, Сальвадор Дали. Если мы посмотрим на гениев или известных людей, то увидим очень много персонажей, у которых есть душевные расстройства, но при этом они не беспомощны. Поэтому заболевание не делает человека бесполезным. Но мы не говорим сейчас о сильно выраженных или хронических заболеваниях.
— Можно ли помочь человеку с психиатрическим заболеванием? Или это крест на всю жизнь?
— Считается, что чем раньше начнется лечение, и психологи смогут подобрать нужные коррекционные средства, тем лучше будет течение болезни. А чем запущеннее стадия, тем сложнее ее лечить и нельзя дать никаких гарантий.
— Правда ли, что при обращении к психиатру человека сразу ставят на учет?
— В существующей реальности нет понятия «учет». Есть два типа оказания помощи: первый — консультативное наблюдение, а второй — диспансерное наблюдение. При первом типе человек просто добровольно посещает врача. А второй создан для людей, у которых есть уже выраженные расстройства, имеющие более сложную симптоматику. Вот второй тип наблюдения немного похож на тот учет, который сидит у большинства людей в голове. Но это не означает потерю прав или нетрудоспособность.
— Давайте развеем еще один миф о том, что все психиатры тоже нездоровые люди…
— Я думаю, такие опасения возникают из-за профессионального выгорания, которое случается в каждой профессии. Безусловно, работа влияет на нашу психику. И, конечно, такие ситуации могут возникать, но не чаще, чем у людей других специальностей.
— Правда ли, что расстройства лечат сразу «тяжелыми» препаратами?
— Современные доктора так не делают, ведь в наше время есть огромный арсенал разных препаратов. И если врач компетентный, он будет назначать таблетки исходя из состояния и особенностей пациентов. Плюс существуют протоколы дозировки препаратов — и «тяжелые» назначают только при очень сложных случаях. Самое главное — не назначать и не отменять лекарства самостоятельно.
Полное интервью со специалистом можно посмотреть на Московском образовательном канале по ссылке.
Больше новостей