Главная / Что нового? / Новости

Навстречу знаниям: как правильно подготовить первоклассника к школе

29 августа 2022
Навстречу знаниям: как правильно подготовить первоклассника к школе
Рубрики:    Родителям Школа

На что обратить внимание при выборе школьной формы и ранца, как стимулировать ребенка к учебе и когда стоит задуматься о том, чтобы отдать его в кружок по интересам?

1 сентября рекордное число маленьких москвичей — около 119 тысяч — пойдут в первый класс. День знаний — волнительное событие и для родителей, и для детей. Ребенок не всегда может представить себе, что его ждет в школе, ему нужно помочь освоиться на новом месте, привыкнуть к задачам и правилам и сделать переход на новый этап жизни как можно комфортнее.

С заботой о здоровье и удобстве

Для многих детей школа начинается с выбора красивого и удобного портфеля, а также формы. При этом родителям важно проконтролировать, чтобы школьная сумка и форма соответствовали определенным требованиям.

«При покупке следует отдавать предпочтение ранцам, которые надевают на два плеча. Это, как правило, рюкзаки. У них должны быть мягкие регулируемые лямки, жесткий корпус и спинка, чтобы у ребенка при соприкосновении с ней выпрямлялась спина. Ширина ранца не должна быть больше ширины плеч, а высота — не выше плеч и не ниже бедер. Дискомфорта при ходьбе помогут избежать мягкие подушечки на спинке сумки», — отмечает Эльмира Каширина, главный специалист по первичной медико-санитарной помощи детям.

Портфель следует подбирать по росту ребенка. В спинке должна быть прокладка из сетчатой ткани, чтобы школьник не потел. Также желательно наличие функциональных отделений и светоотражателей, чтобы в темное время ребенка было заметно издалека.

Без наполнения вес портфеля не должен превышать 700 граммов, а вес учебников у учащихся первого — второго классов составляет 1,5 килограмма, третьего — четвертого класса — два килограмма, седьмых — восьмых классов — 3,5 килограмма и четыре килограмма уже у старшеклассников.

«Сегодня большинство учебников разбито на блоки — на несколько изданий. Они в мягком переплете, что уменьшает вес. Чтобы ребенку было легче, все принадлежности для уроков по технологии и изобразительному искусству уже есть в школе, и ему не нужно носить их с собой», — говорит Эльмира Каширина.

Школьная форма заслуживает неменьшего внимания, нужно оценить качество пошива одежды и состав ткани. Так, пуговицы, молнии и застежки должны быть вшиты аккуратно и не примыкать близко к телу, чтобы не вызывать раздражения кожи. А обувь, которую родители покупают школьнику к 1 Сентября, нужно немного разносить перед первым звонком, чтобы не омрачить праздничный день.

Перед тем, как ребенок пойдет в школу, нужно успеть сделать несколько прививок. За вакцинацией удобно проследить в персонализированном региональном календаре детских прививок. Интерактивный сервис появился в этом году в электронной медицинской карте.

«В региональном календаре перечислены прививки от 17 инфекций. До первого класса из этого списка нужно успеть сделать 16 из них. Основные прививки, как правило, делают до двух лет, а перед школой проводят ревакцинацию, чтобы поддержать иммунитет», — объясняет Эльмира Каширина.

Доступ к электронной медкарте есть у школьного медицинского работника. Но это конфиденциальная информация, поэтому родителям лучше заранее сообщить учителю о проблемах со зрением у ребенка и других особенностях здоровья, чтобы это не создавало проблем в учебе.

Кроме того, первоклассник должен владеть базовыми знаниями о правилах гигиены: мыть руки после прогулки, посещения туалета, перед едой и после того, как пришлось контактировать с грязными предметами. Помнить следует и о наличии индивидуальных расчески, чашки или бутылочки.

Внимание родителей, мотивация к учебе и поиск своего я

Школа — ощутимый и непростой этап социализации ребенка, отмечает главный внештатный детский специалист — психиатр, директор Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков имени Г.Е. Сухаревой Петр Безменов. Поэтому родители должны постепенно приучать ребенка к тому, что его жизнь протекает внутри неких границ, где у него есть не только права, но и обязанности.

«При этом важно не напугать будущего школьника грядущими переменами. Приучение к тому, что есть некие рамки, начинается с трех лет, когда у детей появляется ощущение своего я, они начинают отделять себя от остальных. Первокласснику в новой реальности важно не только быстрее втянуться в образовательный процесс, но не потерять интерес к учебе. Если родители видят, что ребенок не справляется, начинает отказываться от выполнения задач, — это настойчивый сигнал найти для него нечто, что его увлечет», — подчеркивает Петр Безменов.

В этом с коллегой согласна Евгения Васильева, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Москвы. Именно родители в силах помочь ребенку найти пропавшую мотивацию к учебе. Вместе можно определить интересы и предпочтения школьника, а если их нет — попробовать вместе найти новые.

«Посмотрите вдохновляющие фильмы про школу и преодоление трудностей, поговорите о том, как герои с этими трудностями справлялись, порой преодолевая себя. Для подростков характерен интерес к собственной личности, желание показать себя. Его стоит использовать для того, чтобы поддержать интерес к учебе, делая упор на самореализацию», — обратила внимание педагог-психолог.

Сферой, в которой ребенок сможет раскрыться, могут стать кружки по интересам или секции. Однако важно понимать: первокласснику внеурочное занятие должно приносить удовольствие, а не быть дополнительной нагрузкой.

«Нужно быть очень аккуратными, поскольку процесс адаптации у каждого ребенка занимает разное время. В норме он длится до трех месяцев, потому что у ребенка в первом классе заметно меняется окружение и появляется много новых задач. Дополнительное развитие — это прекрасно, но силы ребенка в это время в основном уходят на то, чтобы привыкнуть к новой ситуации, в которой он оказался. Важно дать ребенку возможность войти в привычный ритм, и уже потом подумать, чем дополнить его школьную жизнь», — объясняет Евгения Васильева.

Если у родителей накануне 1 сентября или позже появятся вопросы по адаптации ребенка к школе, мотивации к учебе, взаимоотношениям со сверстниками или по другим темам, связанным с развитием, обучением, социализацией детей, то специалисты Городского психолого-педагогического центра города Москвы готовы проконсультировать и дать свои рекомендации по телефону: +7 800 250-11-91. Также родители могут получить ответы на интересующие вопросы, заполнив онлайн-форму на сайте центра.

Главное — не количество кружков, а их качество, уточняет Петр Безменов. По словам специалиста, нужно ориентироваться на эмоциональную отдачу от занятий. Например, не самый физически развитый ребенок может легко переносить спортивные нагрузки, если ему интересно и он чувствует, что добивается результатов. С другой стороны, даже физически крепкий ребенок может отказываться ходить на спортивные секции и жаловаться на усталость, если его заставляют заниматься тем, что ему не нравится.

При этом важно, чтобы у ребенка оставалось время и на другие внешкольные занятия, которые ему нравятся. Например, первоклассники часто играют или катаются на велосипеде, некоторые после уроков даже хотят поспать — все это нормально. Если у детей нет свободного времени, то в расписании нужно что-то менять.

«Я бы посоветовала родителям составить с ребенком визуализированное расписание дня. Оно может быть в виде коллажа или красивой таблицы с наклейками, где символами обозначено: сначала нужно проснуться и сделать зарядку, потом позавтракать, затем пойти в школу. После уроков следует отдых, а за ним — занятия танцами или рисованием», — рекомендует Евгения Васильева.

Членам семьи также стоит отмечать успехи ребенка — это будет еще одним мотивирующим фактором. Делать это нужно искренне, так как дети моментально распознают фальшь, добавляет Петр Безменов. Такие фразы, как «Ты молодец», «Я вижу, как ты справляешься», «Тебе трудно, но ты стараешься», могут стать для школьника хорошей поддержкой.

«Если родители будут внимательны к своему ребенку, будут в контакте с учителем, они всегда найдут, за что похвалить, даже за что-то незначительное на первый взгляд», — считает детский психиатр.

Много полезной информации родители и школьники смогут найти на сайте столичного Департамента образования и науки «Школа.Москва». Здесь собраны советы психологов, учителей и врачей о подготовке к учебному году. Москвичи найдут и удобные чек-листы, как собрать ребенка в школу.

Источник

Больше новостей

СпортПредпрофДополнительное образованиеПрофориентацияКнижная полкаРодителиПобедителиФестивальПатриотыКнигиСтаршеклассникиЧтениеПсихологияНовинки МЭШВыставкиМЭШСервисы МЭШСоветы психологовМосОбрИсторияИнтервьюВолонтерыБуллингМУФФинансовая грамотностьАрктикаОГЭКиберспортТурнирМетанавыкиБольшая учительская неделяТалантНачальная школаУчитель годаТестыДень учителяСоветы родителямВоспитаниеМастер-классПрактикиУчебный день в музееДошкольникиДневник МЭШКадетыРобототехникаГеографияГТОПремияПодкастыФорум социальных инноваций регионовПитание в школахШкола старшеклассниковМедиаклассИнновации в образованииМолодые ученыеРазговоры о важномКонцертСтудентыМосквенокПредпринимательский классИнженерный классМедицинский классВоспитатель годаВоспитателиЭлектронные книгиПриемная кампанияВебинарВикторинаЛига ЗнанийУченикиПредпринимательская культураТворчествоГИАДвижение первыхЭкзаменыСоветы врачейРодительский комитетВыпускникиИТ-классАкадемический классКурчатовский классПедагогический классОфициальноВыпускнойДень отцаCOVID-19ПервоклассникиСоцсетиКадетские классыродной языкВакцинацияЗаконопроектФООППроверочные работыВПРЮбилейвзаимообучение городовгероиНаградыРоссияЗдоровьеИнновацииКвестыТеатры