Степан Крат,
лауреат конкурса на соискание Премии Правительства Москвы молодым ученым — 2022 в номинации «Приборостроение» за проект «Учебно-исследовательский токамак MEPhIST» (в соавторстве с Александром Пришвицыным, Никитой Ефимовым).
Работает в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ. Выпускник Университетского лицея № 1511 Предуниверситария НИЯУ «МИФИ».
— В чем суть вашего научного проекта, который подавался на премию? Как он может быть реализован в практической плоскости?
— Суть нашего проекта заключалась в создании первого в России токамака для образовательных целей. Токамак — это сокращение от «тороидальная камера с магнитными катушками». Суть токамака сводится к тому, чтобы создать магнитное поле, в котором будет протекать реакция термоядерного синтеза. В нашем проекте это установка, которая отличается от остальных существовавших моделей токамаков своим небольшим размером, но имеет аналогичный механизм. Это изобретение помогает людям обучаться в области управляемого термоядерного синтеза. Потому что на больших моделях обучаться сложно и проблематично, а с помощью нашей можно с легкостью вести образовательный процесс. Таким образом, наш проект позволяет совершить количественный и качественный рост в сфере обучения.
— Интерес к науке зародился у вас еще в школе?
— Да, в школе я увлекался наукой, читал научную фантастику и научпоп. Вообще, стать ученым хотел еще с детства. Выделить каких-то конкретных школьных педагогов, которые поспособствовали моему росту, не могу, но я благодарен им всем в целом. В школьные годы я очень активно участвовал в различных олимпиадах и научных конкурсах, потому что мне это уже тогда было действительно интересно. И в этом как раз всегда получал со стороны учителей поддержку и одобрение моего стремления.
— На ваш взгляд, без чего невозможны достижения в современной науке?
— Сложный вопрос, на который можно отвечать долго. Но главным фактором все-таки является пространство, в котором находится человек. Условия как материальные, так и нематериальные. Техническое оснащение, потому что создать что-то с нуля все-таки очень сложно. Что касается нематериальной части, важна, конечно же, свобода творчества и поддержка со стороны коллектива. Это, на мой взгляд, база, которая позволяет ученым развиваться.
— Что вы посоветуете сегодняшним школьникам, которые интересуются наукой, исследованиями, учатся в предпрофессиональных и профильных классах, — на что делать упор, чтобы добиться успеха на научном поприще?
— Во-первых, больше читать. Читать научную литературу и учиться анализировать её, делать рефераты. Без этого навыка в науке никак. Поэтому важно ещё со школьной скамьи развивать его в себе и читать, читать и ещё раз читать! Во-вторых, нужно хорошо знать английский язык. Сейчас он везде, и в науке в том числе без него не обойтись. И третий тоже немаловажный навык: находить креативные подходы к решению задач. Как развивать эту способность я уже не скажу — у каждого свой способ. Но делать это точно необходимо.
Больше новостей