Антон Трушечкин,
лауреат конкурса на соискание Премии Правительства Москвы молодым ученым — 2022 в номинации «Математика, механика и информатика» за проект «Доказательство стойкости квантовой криптографии с практическим оборудованием».
Работает в Математическом институте имени В.А. Стеклова Российской академии наук. Окончил Московский инженерно-физический институт (МИФИ), аспирантуру Математического института им. В.А. Стеклова Российской академии наук (МИАН). Доктор наук. Защитил кандидатскую диссертацию в 26 лет, а докторскую — в 37 лет.
— Где вы учились?
— Я родился в Москве, но мое детство и школьные годы прошли в городе Сургуте, куда мои родители уехали работать. После школы я вернулся в Москву, с которой и связана вся моя последующая жизнь до сегодняшнего дня: я окончил Московский инженерно-физический институт (МИФИ), аспирантуру Математического института им. В.А. Стеклова Российской академии наук (МИАН), после чего остался работать в МИАН, а также долгое время преподавал в своей alma mater.
— В чем суть вашего научного проекта, который подавался на премию? Как он может быть реализован в практической плоскости? Какую пользу принесет?
— Мои исследования связаны с квантовой криптографией. Квантовая криптография изучает методы обеспечения безопасности информации, основанные на удивительных, даже «волшебных» принципах квантовой механики.
Если вы передаете кому-то конфиденциальное сообщение при помощи обычного радиосигнала, то злоумышленник может подключиться к сигналу и тоже прочитать это сообщение. Но если сообщение закодировано в состояния единичных фотонов, то попытка прочесть информацию неавторизованным пользователем приведет к ее уничтожению. Это делает квантовую криптографию теоретически «невзламываемой».
Особенно это актуально в связи с перспективой развития квантовых компьютеров, которые смогут решать многие вычислительные задачи намного быстрее даже самых мощных нынешних суперкомпьютеров. В том числе они смогут взламывать современные системы информационной безопасности, лежащие в основе наших банковских карточек, мобильной связи, мессенджеров и так далее.
Квантовая криптография, которую в теории невозможно взломать ни на квантовом компьютере, ни любыми сколь угодно мощными вычислительными машинами, — одно из решений этой проблемы, над которым надо работать уже сейчас, чтобы быть готовым к моменту появления квантового компьютера.
Моя работа возникла в ответ на практический запрос московского стартапа в области квантовой криптографии — фирмы QRate. Формулы, которые мне удалось получить, уже используются в их системах квантовой криптографии.
— Интерес к науке зародился у вас еще в школе? Возможно, школа или отдельные учителя помогали ему развиться?
— Интерес зарождался и развивался постепенно. Это и встречи с разными интересными людьми: преподавателями, учёными; это и научно-популярные книги, и научно-технические музеи, общая атмосфера в институте, общий «дух» науки, который нам передавали наши преподаватели. Да, ещё в старших классах школы я «загорелся» наукой и понял, что это то, чем я хочу заниматься. Но окончательно я повернул в сторону науки уже на старших курсах института.
— На ваш взгляд, без чего невозможны успешная карьера, достижения в современной науке?
— Очень важно попасть в хороший научный коллектив. В Москве для этого масса возможностей.
Нужно активно интересоваться происходящим в мировой науке, не замыкаться в рамках только своей среды и своего коллектива. В фундаментальной науке надо пытаться понять, что в данный момент находится в фокусе интересов международного научного сообщества. Думать о том, как твои наработки могут помочь в решении задач, которыми интересуется научное сообщество.
Если твоя разработка используется на практике, кому-то нужна, то, наверное, не так важно, насколько она востребована в контексте мировой науки. Но даже и в этом случае надо знать последние достижения мировой науки в твоей области, чтобы не изобретать велосипед.
Важно искать истину и быть честным. Ученый не должен быть равнодушен к истине и к ее поиску, ведь движущая сила науки — стремление узнать, «как оно на самом деле».
— Что вы посоветуете сегодняшним школьникам, которые интересуются наукой, исследованиями, учатся в предпрофессиональных и профильных классах, — на что делать упор, чтобы добиться успеха на научном поприще?
— Я бы посоветовал развиваться разносторонне, не пренебрегать эстетическим развитием: музыка, живопись, литература. Наука — это не только мастерство в решении задач своей области, это еще и более тонкие материи, связанные с чувством прекрасного, о чем писал, например, великий Дирак.
Сейчас родители с ранних лет стараются записать ребенка с математическими способностями на кружок детской математики, детского программирования, робототехники, затем отдать в профильный класс. Но школьные годы — прекрасное время позаниматься и чем-то ещё, на что впоследствии будет гораздо труднее найти время и силы.
Больше новостей