Главная / Что нового? / Новости

«Знание математики многократно окупится»

6 февраля 2023
«Знание математики многократно окупится»
Рубрики:    Интервью

Константин Катин,
лауреат конкурса на соискание Премии Правительства Москвы Молодым ученым — 2022 в номинации «Физика и астрономия» за проект «Влияние механических деформаций на электронные свойства и адсорбционную способность графена и родственных углеродных наноструктур» (в соавторстве с Михаилом Масловым).

Работает в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ». Доктор наук. Выпускник московской школы № 446 (сейчас № 444).

— Сколько вам лет? Когда вы защитили кандидатскую/докторскую?

 

— Мне 36 лет. В 25 я защитил кандидатскую диссертацию, еще через десять — докторскую. С 2022 года замещаю должность профессора НИЯУ МИФИ.

 

— Где вы учились?

— Я родился, учился и прожил всю жизнь в Москве. В 2000 году окончил экстерном девять классов московской школы № 446 (ныне № 444), в 2022 году — физико-математический лицей № 1511 при НИЯУ МИФИ.

 

— В чем суть вашего научного проекта, который подавался на премию? Как он может быть реализован в практической плоскости? Какую пользу принесет?

— Наш научный проект посвящен углеродным материалам, которые постепенно замещают кремниевые элементы в наноэлектронных устройствах. Углеродные материалы имеют принципиальное преимущество — электроны в них движутся гораздо быстрее, благодаря чему радикально увеличивается быстродействие электронных схем. Кроме того, они прочные и эластичные (в отличие от хрупкого кремния), а также отлично проводят тепло. Поэтому переход к углеродным материалам делает электронные схемы более надёжными, быстрыми и дешевыми.

В нашем проекте мы исследовали углеродные материалы под давлением. Оказалось, что благодаря давлению один и тот же материал может превращаться из металла в полупроводник и обратно. Это очень заманчиво с точки зрения создания транзисторов и других электронных устройств: вместо конструирования сложных структур из различных проводников и полупроводников, можно сразу получить все нужные свойства в одном и том же материале.

Особенно ярко этот эффект виден на примере исследованных нами углеродных наногорошин: даже небольшое давление позволяет регулировать все их важнейшие электронные характеристики, включая ширину запрещенной зоны, эффективную массу и подвижность носителей. Поэтому одна горошина может заменить множество дорогих в изготовлении полупроводниковых материалов.

— Интерес к науке зародился у вас еще в школе? Возможно, школа или отдельные учителя помогали ему развиться?

— Я начал интересоваться наукой в старших классах школы. Моё первое исследование касалось комбинаторики, я даже стал победителем нескольких конференций для школьников: «Юниор», «Старт в науку», «Харитоновские чтения». В 2002 году получил денежную премию от Московского комитета образования. Мне особенно повезло с учителем математики Александром Владимировичем Иванищуком, он вёл очень хороший математический кружок и никогда не жалел времени для заинтересованных школьников. Некоторые из его учеников тех лет уже сделали блестящие карьеры. Он до сих пор преподаёт в лицее № 1511, который, наряду с другими московскими школами, дает очень хорошее физико-математическое образование.

 

— На ваш взгляд, без чего невозможны успешная карьера, достижения в современной науке?

— Думаю, ответ на этот вопрос сильно зависит от области науки. Но в любом случае, огромное значение имеют хорошие учителя и хорошие ученики.

 

— Что вы посоветуете сегодняшним школьникам, которые интересуются наукой, исследованиями, учатся в предпрофессиональных и профильных классах, — на что делать упор, чтобы добиться успеха на научном поприще?

— На мой взгляд, самое главное для старшеклассника и студента младших курсов — получить фундаментальную физико-математическую подготовку. Недостаток фундаментальных знаний практически невозможно восполнить в будущем. Честно и тщательно выученные общематематические курсы (математический анализ, линейная алгебра, теории вероятностей, дифференциальные уравнения) в любом случае многократно окупятся.

После второго курса очень важно выполнять курсовые и дипломные работы у активного научного руководителя. Если вы трудолюбивый студент с хорошей успеваемостью, не бойтесь обратиться к известному в вашей области ученому из своего или соседнего института — скорее всего, он с радостью включат вас в свою научную группу.

А лично у меня всегда есть множество интересных исследовательских проектов для студентов, интересующихся физикой твёрдого тела и новыми материалами.

Больше новостей

Дополнительное образованиеФестивальСпортПобедителиНаукаРодителиПрофориентацияКнижная полкаПатриотыПсихологияКнигиСтаршеклассникиЧтениеВыставкиНовинки МЭШМЭШСервисы МЭШСоветы психологовМосОбрИсторияИнтервьюВолонтерыФинансовая грамотностьАрктикаБуллингМУФОГЭКиберспортТурнирМетанавыкиБольшая учительская неделяТалантСтудентыНачальная школаЭкзаменыУчитель годаТестыДвижение первыхДошкольникиДневник МЭШДень учителяСоветы родителямВоспитаниеМастер-классПрактикиУчебный день в музееКадетыМедиаклассИнновации в образованииРобототехникаГеографияГТОПремияПодкастыТеатрыФорумФорум социальных инноваций регионовПитание в школахШкола старшеклассниковМолодые ученыеРазговоры о важномТворчествоКонцертЭкологияМосквенокВыпускникиИТ-классПредпринимательский классИнженерный классМедицинский классВоспитатель годаВоспитателиЭлектронные книгиПриемная кампанияВебинарВикторинаЛига ЗнанийУченикиПредпринимательская культураНаградыЗдоровьеГИАЧемпионатПрактикаСоветы врачейРодительский комитетСредняя школаАкадемический классКурчатовский классПедагогический классОфициальноВыпускнойДень отцаCOVID-19ПервоклассникиСоцсетиКадетские классыродной языкВакцинацияЗаконопроектФООППроверочные работыВПРЮбилейвзаимообучение городовгероиРоссияИнновацииКвестыЗвезды читают стихиМузыкаАнтарктикаДетиКиноЭкскурсииИгрыСоревнованияМосква 2030Инклюзивное образованиеБезопасностьГоспитальные школыГлавархивУправляющие советыкружкипрофессии