На фото: 1-я средняя школа г. Воронеж. На экзамене в классе заслуженного учителя.
Автором идеи единого экзамена в России стал Владимир Михайлович Филиппов — советский и российский математик, государственный деятель, экс-председатель Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России.
В первый раз ЕГЭ в России провели в качестве эксперимента в 2001 году для учеников Чувашии, Марий Эл и Якутии, Самарской и Ростовской областей.
Единый государственный экзамен стал основной формой государственной итоговой аттестации для выпускников 11-х классов российских школ в 2009 году, а сам закон был подписан президентом РФ Владимиром Путиным в 2007 году.
С тех пор ежегодно совершенствуется как процедура проведения экзамена, так и ее содержательная часть. Сегодня на экзамене применяются самые современные технологические решения, включая технологии искусственного интеллекта.
Раньше, чтобы поступить в вуз, школьнику нужно было сдавать экзамены дважды: вначале выпускные в школе (не меньше пяти), а затем — вступительные испытания выбранного учебного заведения, не менее трех экзаменов.
Если вуз располагался в другом городе, то семью абитуриента ждали расходы на проезд и проживание там на время экзаменов. Кроме того, вопросы в экзаменационных билетах каждый вуз разрабатывал самостоятельно. И зачастую они не совпадали с программой, по которой ребенок учился в своей школе. Все это сильно осложняло подготовку будущих студентов.
Одна из главных задач ЕГЭ — создать равные условия для поступления в вузы для выпускников из разных уголков страны. Экзамен стал своеобразным социальным лифтом для многих школьников.
Равные права и возможности для всех учеников.
Независимая оценка качества знаний.
Открытость, объективность и безопасность экзамена.
Снижение эмоционально-психологического напряжения учеников в связи с сокращением экзаменов.
Особые условия проведения ЕГЭ для ребят с особыми образовательными потребностями.
Изначально ЕГЭ состоял из трех частей:
Тест с выбором правильного ответа.
Задания, где необходимо дать краткий ответ.
Задания с развернутым ответом.
Со временем тестовую часть сократили. Сегодня экзаменационные задания направлены на проверку умения выпускников формулировать свою точку зрения и аргументированно ее доказывать. А на экзамене значительную часть итогового балла дают задания с развернутым ответом, где ученики могут продемонстрировать свободное владение различными знаниями.
Искусственный интеллект
С 2020 года впервые следить за ходом экзаменов начал помогать искусственный интеллект — специально разработанная технология анализа поведения с использованием нейросети («машинное зрение»). В онлайн-режиме он одновременно просматривает видеопоток из аудиторий, а офлайн — архивные видео.
Технологии, исключающие утечку информации
Материалы для ЕГЭ передаются в пункты проведения экзаменов в зашифрованном виде на электронных носителях. Они расшифровываются непосредственно в аудитории в присутствии учеников. Таким образом исключаются попытки утечки экзаменационных заданий заранее.
Компьютерный формат
Постепенно в экзамен вводятся задания, которые выполняются на компьютере. Так, с 2021 года ЕГЭ по информатике полностью проходит на компьютере.
Изменения в структуре КИМ (контрольных измерительных материалов)
В 2022 году ЕГЭ будет проводиться с использованием усовершенствованной структуры КИМ, разработанной на основе современных федеральных государственных образовательных стандартов: включены новые модели заданий на применение предметных знаний.