Что делать, если кажется, что ничего не запоминается?

Старшеклассники при подготовке к экзаменам должны обрабатывать огромный объем информации. Что делать, если важная информация проходит мимо, не запоминается? А можно ли улучшить механизм работы нашей памяти? Как это сделать, рассказали педагоги-психологи Городского психолого-педагогического центра Анна Кочергина и Татьяна Новикова.

1

Поддерживайте интерес к предмету

Это мотивационный двигатель для всех видов деятельности человека, в том числе для функции памяти. Следует подключить фактор заинтересованности в процессе и результате. Например, если необходимо запомнить материал по географии, попробуйте мысленно попутешествовать, представить себя в разных местах нашей большой планеты.

2

Используйте нейроподсказки.

Это важные вспомогательные маячки для всех наших анализаторов. Для того чтобы лучше запоминать материал, определите и используйте потом то, на что лучше реагирует именно ваша память:

  • визуальные подсказки. Например, стикеры-напоминалки, которые помогут зрительно сохранить информацию о событиях или действиях. Также для тренировки эффективна зрительная концентрация на различных рисованных объектах (точки, крестики и др.).
  • слуховые подсказки. Такие сигналы подскажут мозгу информацию о времени или событии, если подобрать различные звуки для каждого из них, а потом при необходимости воспроизвести. Например, если вы хотите лучше запомнить напечатанный текст, то можно проговаривать его вслух.
  • движения-триггеры — это короткие моторные действия (например, щелчок пальцами), которые помогут активно включиться функции запоминания.

К таким действиям можно отнести «зевоту» — движение, которое наполняет лицевые мышцы кислородом, расслабляет и сокращает их, повышает эффективность работы мозга.

3

Дышите правильно.

Дыхательная гимнастика позволит организму насытиться кислородом, успокоиться и настроиться на гармоничную слаженную работу правого (логического) и левого (образного) полушарий мозга.

Задержите дыхание, выдохните, сделайте вдох в два раза длиннее выдоха, потом сделайте выдох в два раза длиннее вдоха.

4

Стимулируйте работу обоих полушарий мозга.

Для снятия напряжения подойдет упражнение «Лимон». Сжимайте и разжимайте кулаки обеих рук, представляя в руках лимоны, из которых можно выдавить сок.

Для усиления концентрации можно использовать упражнение «Дом, ежик, замок». Соедините подушечки пальцев обеих рук, затем переплетите пальцы, а после согните пальцы двух рук, образуя «замок», при этом нужно следить за дыханием (должно быть ровным, спокойным).

Уделив совсем немного времени, используя и чередуя те рекомендации, на которые откликается ваш организм, можно улучшить функции памяти и помочь ей успешно справляться с экзаменационной нагрузкой. А выпускнику это позволит лучше запоминать большой объем информации, стать спокойнее и увереннее в своих силах.

К таким действиям можно отнести «зевоту» — движение, которое наполняет лицевые мышцы кислородом, расслабляет и сокращает их, повышает эффективность работы мозга.

3

Дышите правильно.

Дыхательная гимнастика позволит организму насытиться кислородом, успокоиться и настроиться на гармоничную слаженную работу правого (логического) и левого (образного) полушарий мозга.

Задержите дыхание, выдохните, сделайте вдох в два раза длиннее выдоха, потом сделайте выдох в два раза длиннее вдоха.

4

Стимулируйте работу обоих полушарий мозга.

Для снятия напряжения подойдет упражнение «Лимон». Сжимайте и разжимайте кулаки обеих рук, представляя в руках лимоны, из которых можно выдавить сок.

Для усиления концентрации можно использовать упражнение «Дом, ежик, замок». Соедините подушечки пальцев обеих рук, затем переплетите пальцы, а после согните пальцы двух рук, образуя «замок», при этом нужно следить за дыханием (должно быть ровным, спокойным).

Уделив совсем немного времени, используя и чередуя те рекомендации, на которые откликается ваш организм, можно улучшить функции памяти и помочь ей успешно справляться с экзаменационной нагрузкой. А выпускнику это позволит лучше запоминать большой объем информации, стать спокойнее и увереннее в своих силах.

Лекторий московского школьника: мем-конспект школьной медиаредакции

Информация для родителей

Что делать, если ребенок тревожится перед экзаменами? Если сидит за учебниками 24 четыре часа в сутки или, наоборот, не хочет открывать книги? Если потерял аппетит и сон? Как поддержать выпускника? Здесь мы собрали советы психологов. Опытом поделилась и мама ученицы Ирины Бродской, сдавшей ЕГЭ на 400 баллов по четырем предметам.

Как сохранить психологическое здоровье детей во время ЕГЭ: рекомендации взрослым

Педагоги свидетельствуют, что порой ошибки на экзамене связаны не столько с пробелами в знаниях, сколько из-за волнения и отсутствия уверенности в собственных силах.

Что же можно сделать взрослым до начала экзаменационной поры, чтобы подготовить ребенка к возможным эмоциональным трудностям? Ответы на этот вопрос дали педагоги-психологи Городского психолого-педагогического центра Надежда Куликова и Татьяна Назарова.

1

Возьмите под контроль ресурсы.

Например, помогите подростку организовать правильный режим дня. Для повышения стрессоустойчивости важно полноценно питаться (регулярно и полезно), спать достаточное количество времени (не менее 7-8 часов) и иметь возможность отдыхать, несмотря на всю загруженность при подготовке к экзамену. Подросток в силу возраста не всегда может оценить последствия бессонной ночи или отсутствие завтрака, ему кажется самым главным успеть повторить материал.

2

Учитывайте индивидуальные особенности.

Например, все дети по-разному воспринимают и запоминают информацию. Кто-то учит систематически весь учебный год, запоминая и повторяя небольшие объемы информации. У другого хорошо развита кратковременная память и ему комфортнее запомнить сразу большой объем информации за несколько дней до экзамена. Некоторые подростки хорошо запоминают информацию зрительно, а кто-то быстрее воспринимает информацию на слух. Предложите своему ребенку вместе определить, какой способ запоминания ему удобнее: можно читать текст подростку вслух либо продумать вместе систему визуальных подсказок. Это знание поможет быть более эффективным: тратить меньше времени на подготовку и получать максимальный результат.

3

Сохраняйте оптимистический настрой.

Отношение самих родителей к экзамену сильно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Не задавайте много вопросов: «ты учил сегодня?», «а что вам в школе говорят?», «как ты думаешь, сдашь хорошо экзамен?». Не тревожьте выпускника, достаточно будет обозначить свою готовность помочь и поговорить, если это необходимо.

Не стоит в беседе с сыном или дочерью преувеличивать или преуменьшать значение экзамена, ведь экзамен — это только некоторый рубеж в жизни, который нужно пройти. Будет хорошо, если вы проговорите вместе с подростком несколько вариантов развития событий по схеме «Что ты будешь делать, если...». Например, отметка за экзамен будет ниже ожидаемой или выше. Таким образом, у выпускника будет понимание, что независимо от результатов есть разные варианты выбора в жизни. Предложите вместе подобрать варианты учебных заведений, куда можно подать документы с разными баллами. Помните: спокойный родитель — залог успеха выпускника.

3

Сохраняйте оптимистический настрой.

Отношение самих родителей к экзамену сильно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Не задавайте много вопросов: «ты учил сегодня?», «а что вам в школе говорят?», «как ты думаешь, сдашь хорошо экзамен?». Не тревожьте выпускника, достаточно будет обозначить свою готовность помочь и поговорить, если это необходимо.

Не стоит в беседе с сыном или дочерью преувеличивать или преуменьшать значение экзамена, ведь экзамен — это только некоторый рубеж в жизни, который нужно пройти. Будет хорошо, если вы проговорите вместе с подростком несколько вариантов развития событий по схеме «Что ты будешь делать, если...». Например, отметка за экзамен будет ниже ожидаемой или выше. Таким образом, у выпускника будет понимание, что независимо от результатов есть разные варианты выбора в жизни. Предложите вместе подобрать варианты учебных заведений, куда можно подать документы с разными баллами. Помните: спокойный родитель — залог успеха выпускника.

Как помочь ребенку сохранять спокойствие непосредственно перед экзаменом или во время него?

Несколько способов совладания с волнением.

1

Выполните дыхательные упражнения:

если начать дышать глубоко, надувая живот на вдохе, как шарик, и сдувая на выдохе, для мозга это будет сигнал к успокоению. Также, если вы волнуетесь, рекомендуется дышать на счет: считая от одного до четырех, мы делаем вдох, а от одного до восьми делаем выдох.

2

Учитывайте, что при волнении полушария головного мозга начинают работать как бы отдельно друг от друга.

Именно это приводит к тому, что ценная информация неожиданно забывается. Чтобы избежать этого, можно сделать простое упражнение «перекрестный шаг»: при каждом шаге правая нога ставится в левую сторону, а левая нога — в правую.

2

Учитывайте, что при волнении полушария головного мозга начинают работать как бы отдельно друг от друга. Именно это приводит к тому, что ценная информация неожиданно забывается. Чтобы избежать этого, можно сделать простое упражнение «перекрестный шаг»: при каждом шаге правая нога ставится в левую сторону, а левая нога — в правую.

Лекторий московского школьника

Весной 2023 года для выпускников школ в Москве организовали открытый лекторий от ведущих экспертов и психологов.

Мы записали все лекции, их можно в любое время пересмотреть и почерпнуть ценные рекомендации по борьбе со стрессом, лишней тревогой и переживаниями.

Все будет хорошо, у вас все получится!

Лектор: Михаил Лабковский

психолог с 40-летним стажем

Модератор: Артем Пименов

блогер

Поговорим о том, что такое счастье и отчего оно зависит. Можно быть счастливым только тогда, когда ты получил высокий балл за экзамен? Как быть счастливым, получать удовольствие от жизни и находить душевное равновесие в разнообразных жизненных ситуациях.

Советы профессионалов:

как мотивировать старшеклассников на преодоление трудностей в период экзаменов

Как в экзаменационный период быть эффективным? Как сохранять стабильное эмоциональное состояние, уверенность в себе? Как успешно справляться с трудностями? И главное — как не потерять мотивацию? Рекомендуют педагоги-психологи Городского психолого-педагогического центра Надежда Куликова и Татьяна Назарова.

Чтобы не допустить потери мотивации или вернуть уже потерянную, рассмотрим причины, почему уровень мотивации снижается.

Причина первая

Серьезная интеллектуальная нагрузка

Когда ребенку необходимо в короткие сроки воспроизвести большие объемы информации, он может просто эмоционально перегореть на фоне перегрузки. Что же делать? Должен быть план.

Организуйте грамотно процесс подготовки: составьте график, распределите нагрузку. Важно, чтобы периоды учебной активности, интенсивной интеллектуальной деятельности чередовались с периодами отдыха. Четкий план и понимание объема задач снижает общий уровень тревожности.

Для достижения чего-то большого порой нужно начать с малого: делать каждый день маленькие вещи. Начните с одной мини-привычки в день. Секрет в том, чтобы достичь серьезных результатов, двигаясь к цели настойчиво, но небольшими шагами.

Причина вторая

Окружающая эмоциональная нестабильность

Переживания родителей, их озабоченность необходимостью достижения определенного результата, сомнения, что все сложится успешно, приводят к тому, что у ребенка опускаются руки. Страх неудачи способен лишить мотивации даже взрослого. Страх препятствует запоминанию, усвоению информации, поэтому ребенку начинает казаться, что он не справится.

Как ни банально это звучит, мотивация ребенка будет более устойчивой, если он будет постоянно получать эмоциональную поддержку от взрослых. Родителям важно напоминать ребенку, что они верят в его успех, что они всегда рядом и поддержат его, что он усердно готовился и поэтому родители уверены, что он справится.

Если вы понимаете, что справиться самостоятельно с ситуацией у вас не хватает ресурсов, можно обратиться за профессиональной консультацией к специалистам.

Причина третья

Недостаточное признание самостоятельности ребенка

Подростки вступают во взрослую жизнь и стремятся доказать, что уже не дети. А это само по себе может стать отличным мотивирующим фактором. Ведь экзамен включает в себя все элементы взрослой жизни: самостоятельное принятие решений, ответственность за результат, умение справляться с трудностями.

Самое важное для родителей — не посеять даже тени сомнения, что ребенок уже достаточно вырос, чтобы с этим справиться, и самим продемонстрировать пример взрослого отношения к трудностям, ошибкам и неудачам.

Сдача экзаменов — несомненно серьезный рубеж во взрослении ребенка, и близкие взрослые в силах помочь ему справиться с ней и приобрести ценный опыт преодоления трудностей, который станет фундаментом уверенности в себе и успешности во взрослой жизни. Еще больше полезной информации для родителей о психологической поддержке во время экзаменов здесь.