Бахрушины

Благие дела любят тишину: от образцового детского приюта до крупнейшего театрального музея

Театралы, поклонники искусства и благотворители

В историческом центре Москвы, напротив Павелецкого вокзала, расположился старинный особняк, привлекающий внимание своей необычной архитектурой. Это бывшее имение купца и благотворителя Алексея Александровича Бахрушина. Страстный поклонник театра, он увлекался коллекционированием театральных редкостей. Бывая за границей, обязательно обходил антикварные лавки и находил там что-то для своего собрания: эскизы костюмов и декораций, личные вещи знаменитых актеров, автографы, рукописи известных пьес.

Здание Государственного театрального музея имени А. Бахрушина. Москва. Апрель 1951 г. Главархив Москвы.

Со временем коллекция разрослась, и Алексей Александрович принял решение открыть в своем особняке Литературно-театральный музей. Сейчас это Театральный музей им. Бахрушина, крупнейший в мире музей театральных редкостей. Улица, на которой расположен музей, также названа в честь его создателя.

Таким образом, имя Алексея Александровича вписано в историю Москвы и знакомо, наверное, любому жителю столицы. Но мало кто знает о том, как много сделали для города и его жителей предыдущее поколение династии Бахрушиных. И об этом стоит рассказать.

Посетители у одного из экспонатов выставки «Театральные связи СССР и КНР» в Центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина. Фото Э. Еврзерихина. 19 октября 1959 года. Главархив Москвы

Отец знаменитого коллекционера Александр Алексеевич Бахрушин и два его брата были не только успешными предпринимателями, но и крупными благотворителями — часть прибыли по итогам года они обязательно тратили на добрые дела. В конце XIX века купцы Бахрушины входили в пятерку самых богатых людей России и могли позволить себе щедрые пожертвования. При этом сами жили крайне скромно, ездили в простых экипажах, не ходили в модные рестораны, а над тем, как скупо были обставлены их конторы, смеялись многие современники. Братья не любили роскоши и внешнего лоска, зато ко всем своим проектам подходили вдумчиво и основательно. Именно так было и с одним из их любимых детищ — приютом для мальчиков-сирот.

  1. Московские купцы братья Петр, Александр и Василий Бахрушины. Главархив Москвы
  2. А.А. Бахрушин. Начало ХХ в. Главархив Москвы
  3. Доклад №110 Московской городской управы об утверждении штатов Московского городского сиротского приюта им. Петра, Александра и Василия Бахрушиных. 1901 год. Главархив Москвы

Вскоре напротив парка Сокольники вырос целый комплекс зданий детского дома, в котором детей не просто растили и давали начальное образование, но и готовили к самостоятельной жизни. Каждый мальчик выходил из приюта, владея востребованной профессией, и мог сразу же начинать работать. Воспитанников обучали столярному, слесарному, кузнечному ремеслу. Уже во время учебы они брали заказы и зарабатывали своим трудом. А когда мальчикам исполнялось 18 лет и они покидали приют, братья Бахрушины помогали им найти достойную работу.

Может ли быть счастливым детство, проведенное в приюте? Может, если в нем детей окружают забота и любовь. Именно таким был приют Бахрушиных. В январе 2013 года умер его последний воспитанник. Ему было 106 лет.

И сегодня в комплексе зданий Бахрушинского приюта видны тот размах и та обстоятельность, с которой благотворители подошли к его созданию. А старинная липовая аллея, проходящая через весь комплекс, с годами становится только прекраснее.

В общей сложности Бахрушиными было создано около десятка училищ, дом бесплатных квартир для многодетных вдов, три музея (в том числе Театральный музей Бахрушина). Ни один купеческой род не построили в Москве столько богоугодных заведений. Они тратили на благотворительность больше, чем на собственный бизнес. «За многолетнюю благотворительную деятельность в пользу беднейшего населения Москвы» братья Александр и Василий были удостоены звания почетных граждан Москвы.

В московских топонимах прославился их потомок, коллекционер и театрал Алексей Александрович Бахрушин. Но сами купцы никогда и не стремились к славе. Просто они жили по принципу «кому больше дано, с того больше спросится» и считали своим долгом тратить нажитое добро во благо людям.