ЕГЭ — 15 лет!

В 2022 году Единый государственный экзамен (форма Государственной итоговой аттестации, или ГИА) отмечает 15-летие!

Автором идеи единого экзамена в России стал Владимир Михайлович Филиппов — советский и российский математик, государственный деятель, экс-председатель Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России.

В первый раз ЕГЭ в России провели в качестве эксперимента в 2001 году для учеников Чувашии, Марий Эл и Якутии, Самарской и Ростовской областей.

Единый государственный экзамен стал основной формой государственной итоговой аттестации для выпускников 11-х классов российских школ в 2009 году, а сам закон был подписан президентом РФ Владимиром Путиным в 2007 году.

С тех пор ежегодно совершенствуется как процедура проведения экзамена, так и ее содержательная часть. Сегодня на экзамене применяются самые современные технологические решения, включая технологии искусственного интеллекта.

В этом тематическом спецпроекте мы собрали актуальную и важную информацию о ЕГЭ: историю и нововведения, рекомендации учителей, которые имеют опыт подготовки 100-балльников, и самих выпускников, которые уже достойно прошли через это испытание. Пригодятся и советы психологов, чтобы меньше волноваться и собраться с мыслями перед экзаменами, а также ссылки на информационные ресурсы для самостоятельных занятий. Рассказываем, какой путь трансформаций прошел ЕГЭ и как он повлиял на систему образования в России.

Что было до ЕГЭ

Раньше, чтобы поступить в вуз, школьнику нужно было сдавать экзамены дважды: вначале выпускные в школе (не меньше пяти), а затем — вступительные испытания выбранного учебного заведения, не менее трех экзаменов.

Если вуз располагался в другом городе, то семью абитуриента ждали расходы на проезд и проживание там на время экзаменов. Кроме того, вопросы в экзаменационных билетах каждый вуз разрабатывал самостоятельно. И зачастую они не совпадали с программой, по которой ребенок учился в своей школе. Все это сильно осложняло подготовку будущих студентов.

Одна из главных задач ЕГЭ — создать равные условия для поступления в вузы для выпускников из разных уголков страны. Экзамен стал своеобразным социальным лифтом для многих школьников.

Плюсы ЕГЭ:

  • Равные права и возможности для всех учеников.
  • Независимая оценка качества знаний.
  • Открытость, объективность и безопасность экзамена.
  • Снижение эмоционально-психологического напряжения учеников в связи с сокращением экзаменов.
  • Особые условия проведения ЕГЭ для ребят с особыми образовательными потребностями.

Не угадываем, а аргументируем

Изначально ЕГЭ состоял из трех частей:

1. Тест с выбором правильного ответа.
2. Задания, где необходимо дать краткий ответ.
3. Задания с развернутым ответом.

Со временем тестовую часть сократили. Сегодня экзаменационные задания направлены на проверку умения выпускников формулировать свою точку зрения и аргументированно ее доказывать. А на экзамене значительную часть итогового балла дают задания с развернутым ответом, где ученики могут продемонстрировать свободное владение различными знаниями.

Тренды и нововведения

Искусственный интеллект.

С 2020 года впервые следить за ходом экзаменов начал помогать искусственный интеллект — специально разработанная технология анализа поведения с использованием нейросети («машинное зрение»). В онлайн-режиме он одновременно просматривает видеопоток из аудиторий, а офлайн — архивные видео.

Технологии, исключающие утечку информации.

Материалы для ЕГЭ передаются в пункты проведения экзаменов в зашифрованном виде на электронных носителях. Они расшифровываются непосредственно в аудитории в присутствии учеников. Таким образом исключаются попытки утечки экзаменационных заданий заранее.

Компьютерный формат.

Постепенно в экзамен вводятся задания, которые выполняются на компьютере. Так, с 2021 года ЕГЭ по информатике полностью проходит на компьютере.

Изменения в структуре КИМ (контрольных измерительных материалов).

В 2022 году ЕГЭ будет проводиться с использованием усовершенствованной структуры КИМ, разработанной на основе современных федеральных государственных образовательных стандартов: включены новые модели заданий на применение предметных знаний.

По словам пресс-службы Рособрнадзора, современный формат ЕГЭ будет совершенствоваться.

Сергей Горбушин:

«ЕГЭ должен быть хорошо отрепетирован»

Ученики Сергея Александровича Горбушина, учителя физики школы № 1514, сдают ЕГЭ на высокие и высшие баллы. В чем его секрет подготовки школьников? Сам Сергей Александрович говорит, что никакой тайны нет: «Самое сложное в ЕГЭ — это стресс. И наиболее эффективный способ его нейтрализации — формирование уверенности у ребенка, что он справится с этим колоссальным напряжением. А лучшее средство от стресса — понимание, что ничего нового и неизвестного на экзамене вас не ждет. Единственный секрет — надо тщательно готовиться».

Читать интервью
Видео