Гиподинамия — проблема не только взрослых, но и детей. В погоне за знаниями школьники целыми днями могут сидеть за учебниками и тетрадками. А когда уроки сделаны, ребенок берет телефон и пропадает в интернете. И снова не до физических упражнений. Как объяснить школьнику, почему вредно долго сидеть, объясняет Баир Гатапович Самбатов, ортопед, заведующий травмпунктом ДКБ имени Башляевой.
Современные дети (да и взрослые) много времени проводят сидя: за партой, в транспорте, в офисе. В чем главная проблема сидячего образа жизни?
Организм человека в принципе не рассчитан на долгое пребывание в сидячей позе. Для нас это физиологически ненормально. Много ли сидели наши далекие предки? Нет, они постоянно были в движении: сеяли, собирали, защищались, охотились… На такой образ жизни и рассчитан наш организм. Для детей неподвижность тем более противоестественна. Ребенок познает мир, развивает навыки владения телом в движении.
Если он долго сидит, возникает перегрузка определенной группы мышц, чаще всего это шея или спина. Ребенок ложится на парту не потому, что он ленивый или хочет разозлить учителя. Чаще всего это значит, что его мышцы больше не могут выдерживать напряжение. По этой же причине мы подпираем голову рукой, когда долго сидим. Головные боли, на которые часто жалуются подростки, также могут быть вызваны именно слабостью мышц.
Длительное статичное положение тела приводит к нарушению кровообращения. В результате мозг страдает от недостатка кислорода, нам труднее сосредоточиться, мы становимся менее продуктивны, быстрее устаем. Чтобы кровь циркулировала по телу правильно, необходимо регулярно делать перерывы в занятиях, чтобы подвигаться и встряхнуться.
Как часто детям следует делать такие перерывы?
Первоклассникам рекомендуется отдыхать каждые 30 минут, остальным школьникам — каждые 40–45 минут. Отдых желательно активный, не за партой.
Какие формы физической активности лучше всего подходят детям школьного возраста?
Есть рекомендации ВОЗ: в среднем ребенок должен иметь час физической нагрузки в день. Имеется в виду аэробная нагрузка: бег, прыжки, велосипед или ходьба средней интенсивности — не просто прогулка, а именно активная ходьба. Плюс к этому рекомендуются 3 раза в неделю интенсивные физические занятия, то есть полноценная тренировка, лучше всего связанная с движением. Это универсальные рекомендации для школьников всех возрастов.
Если мы говорим о физической активности между уроками, то очень полезна простейшая разминающая гимнастика: начинаем с пальцев, кистей, затем плечи, голова, спина, тазобедренные суставы, коленные суставы. Движения должны быть именно разминающие, а не силовые. Достаточно просто сделать такую 5-минутную зарядку — и телу сразу становится легче, кровообращение нормализуется, мозг начинает лучше работать.
К сожалению, разминки обычно не принимают всерьез. Считается, что если уж заниматься спортом, то интенсивно. Однако разминающие пятиминутки очень важны, особенно школьникам, которые сильно загружены учебой и сидят за учебниками по 8–10 часов в день. Таким детям советую использовать любую возможность подвигаться: не ждать автобуса, а пройти одну остановку пешком, не ждать лифта, а подняться пешком на пятый этаж. При дефиците физической активности такие, казалось бы, мелочи помогают поддержать организм и поддерживать мышцы в тонусе.
Есть у вас совет, как правильно сидеть?
На организм влияет не только то, сколько мы сидим, но и КАК мы сидим. Для детей, которые много времени проводят сидя за учебниками или компьютером, это особенно важно. Покажите ребенку, как сидеть правильно. Для этого:
Если ваш школьник привык сидеть неправильно, ему потребуется время, чтобы переучиться. Помогите ему освоить полезный навык — и это поможет избежать множества проблем в будущем.